Карта Заинтересованных Сторон

5 апреля 2011  |  |  Рубрика: Переговоры/Продажи

или win-win переговоры

Наше мышление создает такие проблемы, которые невозможно решить с помощью мышления того же типа.

Альберт Эйнштейн

Я пообещал в прошлый раз рассказать сегодня про Карту Заинтересованных Сторон. Так вот, я честно исполняю данное мною обещание  :-)

Карта Заинтересованных Сторон (КЗС) один из основных инструментов менеджмента и, конечно же, неотъемлемая часть любых переговоров. А как вы помните, предмет переговоров появляется тогда, когда возникает любой маломальский конфликт (см. пост  «Кто виноват и что делать?»):

  • ребенок не хочет делать домашние уроки;
  • подруга давно не звонит, чтобы выслушать ваши «свежие сплетни»;
  • вы устали от работы и вам нужен фон в виде «душевного разговора», чтобы на время отключиться от реальности и т.д.

В качестве второго подзаголовка я выбрал «win-win переговоры», или как бы сказали бужруи: переговоры выигрыш-выигрыш, но сегодня речь пойдет не совсем об этом. А вернее сказать совсем не об этом.

Эскалация любого конфликта может закончиться все двумя путями:

  1. Победой одной из сторон
  2. Примирением обеих сторон

Победа одной из сторон возможна, когда кто-то:

  • захватил единолично или частично предмет конфликта;
  • уступил добровольно или под давлением объект спора;

В этом случае одна из сторон всегда будет недовольна и продолжение в дальнейшем плодотворного сотрудничества маловероятно.

По другую сторону от несимметричных отношений, стоят зеркальные: когда обе стороны остаются при равных результатах. При этом здесь возможны три варианта:

A. Изъятие предмета конфликта третий стороной. В этом случае буржуи говорят, что произошли переговоры:

  • с нулевым результатом (zero-zero переговоры);
  • с отрицательным результатом (loose-loose переговоры).

При таком раскладе ни о каком дальнейшем сотрудничестве, как правило, речи уже не идет. И стороны стараются в будущем избегать контактов друг с другом.

B. Разделение предмета конфликта между конфликтующими сторонами. То есть люди приходят к взаимному обмену уступками, находя некое золотое сечение, устраивающее обе стороны.

Это и есть классические win-win переговоры, после которых люди по прежнему смогут друг с другом общаться, и искать общие точки соприкосновения, так как они научились приходить к компромиссу в спорных ситуациях.

C. Расширение поля взаимодействия. Здесь все гораздо сложнее, чем в win-win переговорах. Вам нужно выйти за рамки конфликта, попытаться оценить ареал возможных взаимодействий обеих сторон и попытаться найти новые точки соприкосновения, приводящие к увеличение выгоды для обеих сторон.

Ну, это как бы, если бы вы делили апельсин с сестрой, и во время дележки умудрились «волшебным образом» дать по 10 апельсинов каждой из сторон. Слышится фантастически: как будто Иисус Христос 5-тю хлебами и 2-мя рыбами накормил 5’000 человек, но это возможно. Вот это и есть Карта Заинтересованных Сторон.

Эффективность КЗС резко возрастает, когда вы участвуете не 2-х сторонних переговорах, а в 3-х, 5-ти, 20-ти сторонних переговорах. Кто участвовал у нас на тренинге в подобных бизнес-боях, тот меня понимает   ;-)

Теперь перейдем к конкретике. Представим себе взаимодействие трех «горячо друг друга любящих» сторон:

  1. Компания производитель, или поставщик
  2. Налоговая инспекция
  3. Искушенный покупатель

Каждый из них изначально хочет того, что не приемлет другая сторона (рис.1):

  • Компания: повысить цены и не платить налоги;
  • Налоговая: побольше налогов;
  • Клиенты: пониже цены;

Рис.1 «Поле битвы»

Любой специалист по переговорам вам скажет, что это изначально переговоры с отрицательным результатом, и не о каких win-win переговорах здесь и речи быть не может.

Но ирония ситуации заключается в том, что даже в средние века, такие беспринципные, эгоистичные, неуправляемые личности как пираты, умудрялись работать сообща. Выход заключается в том, чтобы озвучив и поняв намерения каждой из сторон, найти область пересечения совместных интересов.

Т.е. для решения подобных задач, вам нужно выйти за рамки озвученной и понятой вами проблемы, и попытаться найти точки пересечения на более высоком уровне.

В нашем случае более высокой целью для каждого из участников будет:

  • Для компании: объем совокупной прибыли;
  • Для налоговой: объем поступлений в бюджет;
  • Для покупателей: объем приобретаемых товаров;

А ключом ко всему этому может послужить: увеличение товарооборота (рис.2).

Рис.2 «Расширение КЗС»

Я не ставлю сейчас задачи: понять за счет чего можно поднять товарооборот. Я просто хотел показать, что в  любой, изначально невыгодной ситуации, можно найти зоны взаимодействия. Нужно найти то общее, что в конечном итоге объединит все стороны. Просто люди любят тех, кто похож на них, близок им по духу, вкусу и предпочтениям.

Если же первоначальная картина конфликта не предполагает пересечение интереса сторон, то необходимо укрупнять цели, пока интересы не начнут пересекаться.

Вот истинный инструмент для менеджера, в данном конкретном примере: для менеджера управляющего государственным интересами (см. пост «How exactors think?»).

Понравилась статья? - Обязательно поделись с друзьями:
0
В Мой Мир


К записи 7 комментариев

Спасибо огромное. Все настолько доступно и понятно,что вызывает неподдельный интерес в общении!

Цитировать

После поста «How exactors think?» ожидал чего-то более интересного, с примерами из личного опыта.

Цитировать

Благодарю вас за прекрасный подход как раз завтра трёхсторонняя встреча постараюсь пременить

Цитировать

Вот бы эти знания заложить в голову чиновникам всех рангов…может тогда и экономика стала развиваться быстрее….

Цитировать

ЭЭЭЭ, а где трансляция в жж? только по анонсам и ходил!

Цитировать

Ссори, исправимся :)

Цитировать

[...] sex chat filipino girl on webcam femdom community free video chat program adult friend finder popup bondage web chat mature webcam australia sissy adult dating webcam adult sex amex You are here: Home / Dating and [...]

Ответить|
Цитировать

Оставить комментарий или два

Комментарии публикуются в соответствии с правилами комментирования данного ресурса

© 2010-2012 Сибирская бизнес школа