7 шагов делегирования

20 марта 2012  | Альберт Волосский |  Рубрика: Менеджмент

или как правильно делать поручения

Если относится к человеку сообразно тому, каков он есть, он останется таким, какой он есть. Если же относиться к нему в соответствии с тем, каким он может и должен быть, то он и станет таким, каким может и должен быть.

Гёте

Этот пост является плавным продолжением статей «Почему они не торопятся», «Сам или не сам?» и «To get or not to get».

Основной головной болью руководителей является тот факт, что как показывает практика, делегируя, мы всегда теряем в качестве, но выигрываем во времени. И в большинстве случаев это так.

И этому есть логическое объяснение:

  • у них еще недостаточно знаний и опыта;
  • они боятся ошибиться и груза ответственности;
  • они не видят всей картины и взаимосвязей;
  • у них и без этого был плотный график работы;
  • они еще не умеют правильно ставить приоритеты и т.д.

Наша же задача заключается в том, как при экономии времени за счет делегирования, вывести качество выполняемой работы на должный уровень.

Рассмотрим из чего состоит классическая схема делегирования:

  1. Сообщить суть задания (что?) – что должно быть сделано и какие результаты ожидаются и в какие сроки. Чем сильнее менеджер, чем ближе и точнее дата.
  2. Определить нормативы (когда?) – которые будут использоваться для контроля хода выполнения задания: они должны быть реальными (выполнимыми). Здесь же обрисовываются границы ответственности исполнителя и вид отчета по результатам.
  3. Обозначить важность задания (зачем?) – почему нужно выполнить это задание, какова его связь с общей работой и ситуацией в фирме, какие осложнения могут возникнуть при выполнении задания.
  4. Предоставить полномочия исполнителю (как?) – необходимые для выполнения работы, в том числе и на использование ресурсов, нужных для выполнения задания. Описываются альтернативы и препятствия. И информируются все задействованные лица о том, что данному менеджеру делегирована такая задача.
  5. Получить обратную связь – убедиться, что исполнителю все понятно и получить его согласие. Если это необходимо, то повторить суть задания, или использовать его графическое представление. Уточняется: нужна ли какая-либо еще поддержка.
  6. Контролировать ход выполнения задания – проверять по реперным точкам ход выполнения задания.
  7. Оказать поддержку – в случае необходимости оказывать поддержку и разбирать сложные ситуации.

Особенно хочется обратить внимание на важность обратной связи: а правильно ли вас поняли? При делегировании людям свойственно додумывать (см. пост  «Инициатива ≠ додумывание»).

Помимо основных шагов делегирования, хорошо бы еще соблюдать и правила делегирования:

1. Заблаговременно, с запасом времени. Выдавая задания полезно всегда учитывать, что:

  • сотруднику понадобится время на обдумывание и планирование;
  • он должен встроить данное задание в систему своих убеждений;
  • ему понадобится время на раскачку и выход на рабочий режим и т.д.

2. Соизмеримость со способностями и возможностями исполнителя. Перепоручая задачу, необходимо помнить, что:

  • людям свойственно преувеличивать свои способности;
  • не все люди одинаковые, у всех свои особенности и специфика;
  • разные люди устают и теряют интерес по-разному и т.д.

3. Доверие и допустимость ошибок. Если вы доверили кому-то решение проблемы, постарайтесь:

  • не проверять его каждые 5 минут (это теперь его задача);
  • не ругать, если он ошибется (он это делает первый раз);
  • в случае провала не увольнять (иначе убьете инициативу у остальных) и т.д.

4. Мотивирование и признание. Здесь все как с ребенком:

  • необходимо выражать восхищение при каждом небольшом достижении;
  • хвалить прилюдно и ставить в пример;
  • подбадривать и поддерживать желание продолжать работу над проблемой и т.д.

5. Гибкость и уважение личности.

  • показывайте на ошибки, а не на личные качества;
  • учитывайте психологические особенности каждого;
  • не ждите сразу огромных результатов и т.д.

И напоследок скажу еще пару срок о видах порочного делегирования.

Всего их существует три вида:

  1. Мартышка. Это когда все по очереди перекладывают друг на друга обязанности. Т.е. задание мигрирует по компании, а его никто так и не выполняет. Все только делегируют  ;-)
  2. Козлы отпущения. Это когда шеф выбрал рабочих лошадок, на которых все сваливает. Кто везет, того и грузят. Этим пользуются все лоботрясы. А вы «выжигаете» работоспособных членов команды.
  3. Стена. Это когда шеф работает сам по себе, а компания – сама по себе. Т.е. делегирования нет вообще. Эдакий конгломерат мелких индивидуальных хозяйств  :-)
Понравилась статья? - Обязательно поделись с друзьями:
0
В Мой Мир


К записи 15 комментариев

Спасибо,прийму к сведенью.

Ответить|
Цитировать

Мда…. Как всегда в точку. Спасибо.

Ответить|
Цитировать

Эх! Где бы ещё таких руководителей взять… Чтобы всё это прочитали и применяли в работе…

Ответить|
Цитировать

Да, Альберт, Ваши бы слова да в уши руководителю… Конкретно мне делегировали новые обязанности (даже делегированием это безобразие язык не поворачивается назвать) таким образом: о том, что меня ждет выполнение новых поручений я узнала… от своей коллеги. Руководитель ей как бы между прочим об этом сказал, а меня не удосужился поставить в известность. Я уж молчу о том, чтобы объяснить что к чему. Зато весь офис о моих новых обязанностях знал, и вот когда меня уже стали одолевать сотрудники, я пошла к руководству с просьбой снять с меня эту работу, потому как кроме нее у меня был полный завал + я аргументировала свою просьбу тем, что на моей основной работе это тоже может сказаться, так как я могу допустить ошибки из-за непомерной нагрузки. В ответ я услышала такую фразу: «Распоряжения начальства не обсуждаются».
Итог: как я и предполагала, нагрузка дала о себе знать, и я все-таки ошиблась кое в чем. В результате вместо того, чтобы меня, например, как-то поощрить за выполнение доп. обязанностей, за ту ошибку меня лишили премии. Еще один итог: не берите на себя дополнительную работу без соответствующего письменного распоряжения и оплаты. В моем случае не было ни письменного приказа о назначении новых обязанностей, ни оплаты за потраченные трудоресурсы, а только ЛИШЕНИЕ ПРЕМИИ. С тех пор ни о какой дополнительной нагрузке не может быть и речи, нафиг надо…

Ответить|
Цитировать

Здравствуйте Альберт.

Спасибо за пост…

В своих выкладках на данную тему вы рассматриваете ситуацию с точки зрения руководителя. Не могли бы затронуть тему с обратной стороны: типы начальников и принципы коммуникации с ними? Интересно было бы :)

Ответить|
Цитировать

Присоединяюсь к просьбе

Ответить|
Цитировать

Здравствуйте Вячеслав.
Честно говоря, никогда не классифицировал начальников. Но попробую подумать на эту тему, и написать отдельный пост

Ответить|
Цитировать

Благодарна Вам Альберт! У Вас всегда отличные посты. Многие рекомендации воплощаю в жизнь.

Ответить|
Цитировать

Очень хорошая статья. Я принципе знал, но теперь благодаря Вам, автор, мои знания стали структурированы)
классная статья)))

Ответить|
Цитировать

Спасибо!Со всеми высказываниями согласна, однако 4 пункт Мотивирование и признание. В случае с ребенком это действиетельно так у него вырастают крылья. С работником как оказалось ситуация противоположная вырастает огромная корона и добавляется к вашим пунктам дополнительный, время от времени эту корону сбивать! Однако мне это не доставляет удовольствия и в итоге я теперь боюсь хвалить и выделять! Как найти золотую середину?

Ответить|
Цитировать

Здравствуйте Елена.
Ситуация, о которой вы говорите, возможна лишь в одном случае: когда вы хвалите только одного человека. Он становится фаворитом, и сам «надевает корону». Если же пытаетесь делегировать разные задачи разным людям, и всех хвалите примерно в одинаковых пропорциях. То они начнут соревноваться за очередную похвалу шефа, а не короны тягать.
Плюс как-нибудь накропаю пост о том, как правильно хвалить и ругать.

Ответить|
Цитировать

Козлы отпущения. Это года шеф выбрал рабочих лошадок, на которых все сваливает. Кто везет, того и грузят. Этим пользуются все лоботрясы. А вы «выжигаете» работоспособных членов команды.

Здравствуйте Альберт Анатольевич! Меня выжигают. Не знаю что делать, филонить от работы не привык, но и такое отношение тоже не устраивает. Как корректно намекнуть начальнику что другие тоже не зря хлеб должны жувать))).

Ответить|
Цитировать

Здравствуйте Евгений.
Мне тяжело вам что-либо посоветовать, т.к. я не знаю вашего шефа. Но, если следовать структуре вашего повествования, могу сказать одно; здесь как на войне: если его пожалеете – себя не пожалеете, если себя пожалеете – его не пожалеете. Выберете того, кого вам жальче ;) , а остальное примете как данное без эмоциональных сожалений.

Ответить|
Цитировать

Статейка отличная, вот бы комнату «пытошную» завести, для начальников, привязывать к стулу и читать им ЭТО…
Козлы отпущения. Это года шеф выбрал
ошибка в слове ГОДА, надо поставить КОГДА

Ответить|
Цитировать

ошибка в слове ГОДА, надо поставить КОГДА

Исправили

Ответить|
Цитировать

Оставить комментарий или два

Комментарии публикуются в соответствии с правилами комментирования данного ресурса

© 2010-2012 Сибирская бизнес школа