или почем нынче участие
Требовать невозможное — это отказать самому себе.
Публилий Сир
На прошлой неделе разговаривал с одним из знакомых инвесторов, и обратил внимание на один интересный факт. Где-то месяц назад, я привел к нему молодого предпринимателя с перспективной, на мой взгляд, идеей. Но, что-то у них не срослось, и инвестор сокрушался именно по этому поводу:
Я уже затрагивал тему ценности вашей бизнес-задумки в статье «Сколько стоит ваша идея?» Сегодня видимо тот самый день, когда стоит продолжить.
Как вы помните, на рынке всегда бегает два типа бизнесменов:
При этом хочу вам напомнить, что те, кто живет на доходы от финансовых вложений, могут быть как кредиторами, так и инвесторами. Так вот разговор в данной статье идет о последних.
Ну, и ладно. Вот вы нашли хорошую идею, проработали рынок сбыта, примерно подобрали команду, и судорожно нуждаетесь в деньгах. Банк вам скорее всего не даст:
В общем, тут вам искать нечего, и прямая дорога лежит к инвесторам. На какую долю в собственном проекте вы можете рассчитывать?
Это будет зависеть от нескольких факторов:
Рассмотрим все по порядку…
1. Перспективность идеи. Здесь инвестора будут интересовать ответы на следующие вопросы:
a) Объем вложений. Эта сумма желательно должна находиться в пределах от 5% до 20% от его финансовой мощи. Дело в том, что это не кредитор, поэтому мелкие заявки ему будут не интересны, а сильно крупные — будут изрядно «попахивать» риском для него. Поэтому перед тем как идти к инвестору с предложением, желательно предварительно «навести справки» об его денежном потенциале.
b) Рентабельность. Она должна быть в 1,5 раза выше банковского процента, чтобы вызывать у него интерес для перемещения денег. Но при этом, она должна быть не более чем на 30% выше, чем у тех проектов, которые он уже финансирует. Иначе, он расценит такую рентабельность как составляющую излишней рискованности. Поэтому перед тем как идти к инвестору, осведомитесь о тех проектах, которые он уже финансирует.
c) Срок окупаемости. Понятно, что он не может быть меньше чем 4 месяца, иначе инвестор может подумать, что вы недостаточно хорошо проанализировали основные этапы проекта. Но и срок более чем 2,5 года оттолкнет инвестора: никто не хочет вкладывать деньги на слишком длинный период времени, так он может затянуться, законы могут поменяться, приоритеты смениться и т.д.
d) Объем сбыта. Не маловажный фактор, целиком и полностью вытекающий из представлений инвестора. Если инвестор привык работать на местном рынке, он не захочет иметь дело с массовым продуктом, так как эти риски — ему мало знакомы. И наоборот, те, кто уже привык вкладываться в стандартизированные товары, не станет увлекаться вложениями в технически сложное новшество.
e) Срок жизни проекта. Вот здесь, чем больше, чем лучше. Понятное дело, что если вы там нарисуете цифру в 500 лет, она больше вызовет вопросов, нежели восхищений. Но проект со сроком жизни в 15-25 лет, гораздо привлекательнее, чем в 5-7.
Предположим, что вы все сделали правильно, и инвестору ваша идея показалась перспективной. На какой процент доли в проекте вы можете рассчитывать. Стандартный процент — 20%. Это норма, это практика, это хорошо. Но коридор конечно шире: от 5% до 49%. При самых худших стечениях обстоятельств, меньше 5% вам не один инвестор не предложит. А если и предложит — то это уже не инвестор, а яркий представитель криминальных кругов
Почему 49% это предел? Да потому, что человек, который дает вам деньги, не знает:
Поэтому он хочет все контролировать и иметь право решающего голоса. И отчасти это правильно. Деньги-то ведь он дает. А вы чем рискуете? Тем, что не удачно вложите его кровно заработанные? Поэтому 49% — это тот максимум, на который вы можете рассчитывать, если у вас хороший опыт работы с инвесторами.
2. Переговорные навыки. Это тот самый инструмент, который позволяет вам из 5%, получить 49% в первом случае. Но возможности его лежат гораздо шире. И хорошо прокаченный skill переговоров, позволяет иметь средний результат на уровне 60% от проекта. А полный коридор составляет от 50% до 80%.
Кроме вашего умения хорошо строить свою речь, дополнительную роль играют такие вещи как:
a) Вложить часть денег своих. Пусть это будет меньше 1%, но инвестор поймет, что вы тоже рискуете своими деньгами, а значит — не будете тупо разбазаривать его деньги. И это сильно его успокоит.
b) Взять в компаньоны человека, который уже неоднократно удачно участвовал в других проектах. Это поднимет вероятность положительного исхода вашего проекта в глазах инвестора. При этом участие этого человека может быть чисто номинальное, для весу. Этот «свадебный генерал» получит свои отступные за рекламу на его имени, и возможно останется довольным (если вы только в конце концов не подмочите его безупречную репутацию ).
c) Уже имеете гарантированный сбыт. И используете представителя крупного заказчика на вашу продукцию на стадии старта проекта. Его также можно взят в долю. При этом, это тоже может быть чисто номинально, для увеличения вашего веса.
Ну, и т.д. Здесь честно говоря можно бесконечно перечислять, все будет зависеть от ценностного плана инвестора. А это уже совсем другая история.
3. Жадность инвестора. Этот фактор может как увеличить вашу долю, так и уменьшить. Особого совета здесь дать трудно, разве что: ищите щедрых, избегайте прижимистых.
Но даже в том случае, если вы встретили «скрягу», у вас все равно остается более одного выхода. Вы можете:
Спасибо, очень важно.
Привет!
Таких сайтов полным-полно ты хоть в интернете смотрел?
открой гугл набери в поиске, и але, всё, что хочешь.
Спасибо, Вы один из немногих кто пишет кудреватые мудрейки простыми словами))
А как быть с компаньонами?
Вот такой расклад. Один может поучаствовать деньгами, но не может временем, зато знает хорошо специфику работы. Второй может деньгами, но нет ни времени, ни знаний. Третий деньгами не хочет, но есть и знания и время.
Первый считает, что нужно всем одинаковые части. Второй не рассчитывает особо ни на что, и согласится на любые условия. Третий считает, что второму надо дать 5%, как человеку со стороны и за его денежный вклад, а первому 35% за финансовую поддержку и профессиональное участие. Себе хочет 60%, но при минимуме вложений денег, но вся основная работа с клиентами и все работы будут выполняться им, он же будет и генеральным и бухгалтером.
Как разделить в этом случае доли?
Я же написал в статье, что жестких правил нет: как договоритесь
А общие рекомендации вверху…
а лучше начинать бизнес на свои деньги, и никто не кому не обязан будет))) и все 100% прибыли или -100% тоже буду вашими))) Альберт Анатольевич, а вы как инвестор готовы сейчас выступать?
Последний крупный проект профинансировал в 2009 году. Сейчас вкладываю в небольшой и помаленьку. Свои основные средства черпал со строительства. А так как уже 2 года ничего серьезного не строим, больших возможностей нет.
А свести с инвесторами можете?
Деньги — дело интимное. Свожу тогда, когда знаю человека лично, и могу за него ручаться перед инвесторам. А так лишнюю ответственность стараюсь не брать, мне своей хватает
Про инвесторов — забавно
есть еще страна не пуганых …. Деньги найти не проблема, был бы детально проработанный проект. А то все у нас идейные, а когда наступает срок платить — все разбегаются 
Разработал инвестиционный бизнес проект строительства доступного жилья для населения,а вот с инвесторами пока туговато!где их искать!
В вашем конкретном случае это могут быть:
1. Крупный застройщик или подрядчик.
2. Крупный поставщик стройматериалов.
3. Частные лица, живущие таким заработком.
4. Крупные чиновники. Ведь ни для кого ни секрет, что именно они были основными инвесторам до кризиса (они любили так деньги вкладывать).
А вот как их искать это уже совсем другой пост, и абзацем здесь не отделаться. Обязательно как-нибудь напишу. А пока здесь было рассказано, на какую долю вы можете претендовать для себя.
Альберт спасибо! отличная статья! то, что сейчас надо! жду следующего тренинга.
Здравствуйте, Господа.
Имею опыт общения с группой инвесторов. Учавствовал на проекте «Выигрыш-Выигрыш» в Московском Клубе Предпринимателей. Скажу по поводу того, что инвесторы хотят видеть от соискателя.
Первое. Им не интересно, что и как вы будете делать, не интересно кто это будет делать (видимо по причине которую озвучил Альберт — это могут быть просто слова), их интересует, как вы будете «вытаскивать» с проекта деньги. Не планы продаж, а именно действия для появления этих самых продаж.
Второе. На переговорах ни в коем случае не допускайте к себе мысли, что вы просящий. Как только она вас посетила, все, лучше договоритесь о следующей встрече и уйдите .Как бы хорошо вы не расписали весь проект, если вы не сможете своим видом показать, что вы в себе и в проекте крайне уверены, вы не вызывете интереса инвестора. Ему не интересно общаться с жующим сопли человеком. В конце концов для него его деятельность своеобразный экстрим, и он будет готов более рискнуть и вложиться в наглого, чем в мычащего зануду.
П.С. Все выше описанное списал с себя. Получил незабываемый опыт.
Спасибо за статью.
В случае не с идеей, а сдействующим бизнесом, продавая долю инвестору мы надеемся поднять свой бизнес на более высший уровень и большие прибыли. Вопрос: как принято оценивать стоимость доли на момент её продажи?
На самом деле существует три принципиальных подхода к оценке:
- доходный;
- затратный;
- сравнительный;
Просто в комментарии их не объяснить. Поэтому посмотрите в литературе, или дождитесь поста на эту тему
ок. подожду пост.
Спасибо! Это действительно важная тема. Пришлось столкнуться с проектом где участвовали 3 стороны:
1 сторона это инвестор
2 сторона технический исполнитель
3 сторона организатор идеи для первых двух сторон и создатель условий, за пол года из оборота 250000 руб получили 1000 000 руб.
Интересно наблюдать.
Любопытно. Я первый свой проект начинал как раз с идеи и искал инвестора порядка года.
Заминка, правда, оказалась скорее полезной — смог собрать примерно треть нужны средств и, как следствие, сохранить контроль — договорился на 40% (доля инвестора).
Коммуникативный навык, увы, приходит лишь с опытом. Возможно сейчас смог бы выторговать ещё процентов 10-15
Кстати, что существенно — стоит сразу обговорить варианты выхода инвестора из бизнеса. Оптимально, на мой взгляд,определить приоритет выкупа доли инициатором идеи.
Любое партнерство — это риск. Риск потерять и поругаться.
Постоянно бизнес построенный начально на партнерстве рушит дружбу или бизнес.
Мы хотим открыть предприятие, но нужен опыт, чтобы правильно составить учередительные документы предусмотрев максимум ньюансов.
Направление ИТ сфера + сопуствующие дела(юридическое направление, реклама, бланки и т.д.)
Рано или поздно, между партнерами начинаются «непонятки», основная причина — непонимание, недоверие, каждому кажется, что должно быть по его мнению.
Помогите найти решение:
Как построить бизнес — максимально открытм для друг друга, чтобы при возникновении разногласий, все быстро решалось, обоснованием могут быть документы???
(Например семейные обстоятеьства, кто-то заболел, в фирме не хватает денег и другой подрабатывает еще где-то, вес голоса при принятии решений о закупке, продвижениии и т.д.)
Должно оставать осознание и понимание дела, кто за, отвечает — и кто как может заменять друг друга.
Жадность, эгоизм — проблема каждого, и с этим нужно бороться.
Выложу небольшую наработку о том что смог наскрести в интернете, может быть это поможет кому.Памятка бизнесменам (сам составлял из источников):
disk.tom.ru/tu3bd4r
Юридическая помощь от меня всем предпринимателям: advocard86.ru
Вы абсолютно правы, все прописывается в соглашении между партнерами. К сожалению юридической силы такие документы не имеют, поэтому не могут снять все нюансы. Но жизнь они облегчают сильно.
Что касается примеров партнерских соглашений я как-нибудь выложу в очередном Мега-посте. Но придется подождать
Здравствуйте. Вопрос меня такой мучает уже долго.
Пример: Есть отличная идея, новая и очень прибыльная. Не сильна сложно ее реализовать вот только нужно N денег. Обращаешься к инвестору, он выслушивает, идея ему очень нравиться, но он отказывает в финансовой помощи, а через 3-6 месяцев этот товарищ вовсю зарабатывает на твоей идее. Результат: денег нет, тема ушла
Вопрос: А как защить свои мысли от такого???
Здесь все как в Австрийской школе предельной полезности (эластичность спроса и предложения). Если у вас такая идея всего одна, то тогда да, ценность ее стремится к бесконечности. А раз она уже ушла и новой больше не предвидится, забудьте про это как страшный сон и идите занимайтесь привычным для вас делом.
Если же вы реально start-up-ер (более подробно см. здесь), то у вас этих идей должен быть нескончаемый поток. И тогда ценность каждой отдельно взятой идеи стремится к нулю. В этом случае, ну и шут с ней, взяли эту, попробую другую.
Не знаю, помог или нет, но по крайней мере я попытался :).
Спасибо, за статью. Все просто и понятно описано