или какова ваша доля рынка?
Порой, когда я вижу, к каким серьезным последствиям приводят мелочи, я склонен думать, что их не бываетБрюс Бартон
На нашу корпоративную почту в последнее время часто приходят вопросы с просьбой объяснить: как рассчитать долю рынка. Я долго не хотел отвечать на этот вопрос. И причина этому одна — я не знаю
Нет, теоретически, — я знаю; меня этому в институте учили
Но практика показывает, что я заблуждаюсь.
В теории все просто: вам нужно ваш объем продаж разделить на емкость рынка:
К примеру, вы торгуете молоком в г.Nsk в объеме 4 тонны в день. Всего же в городе реализуется 120 тонн каждый день, тогда ваша доля рынка:
Вроде бы все просто и понятно. Но это не так. И первый вопрос, с которым вы сталкиваетесь — это территория.
Предположим, что вы торгуете молоком в одном из 12 районов города. Торгуете оптом, и никто больше в этом районе молоком не торгует. Тогда вы занимаете 100%-ную долю рынка в этом районе, не смотря на то, что в городе в целом вы занимаете всего 3,3%.
Но предположим, что у вас самый крупный район города, в котором проживает треть населения города. Тогда резонно предположить, что при одинаковой плотности потребления молока в городе, жители вашего района, просто приобретают его в других районах. И тогда 100% долей просто и не пахнет.
10% тоже ничего, но это при условии, что жители вашего района потребляют столько же молока, сколько и в других районах. А если они его пьют в 2 раза чаще, чем в других районах, тогда ваша доля дотягивает лишь до 5%.
Далее можно предположить, что перепродавцы отправляют часть вашего молока в другие регионы, и тогда при определении емкости рынка, вам придется учитывать и продажи других игроков на этих территориях.
И т.д. и т.п., я могу продолжать этот маразм до бесконечности. Поэтому, если я действительно хочу для себя чего-то там прояснить, то я считаю несколько долей по территории:
а. Доля по локации:
Это самая крупная доля рынка. Осторожно!!! В данных расчетах доля рынка может получиться более 100%
б. Доля по распространению:
Это менее бодрящая цифра, но на мой взгляд — более правдоподобная.
в. Доля по потреблению:
Это самая «грустная» цифра, но заставляет задуматься почему люди там готовы покупать мой продукт, а я почему-то не готов там его еще продавать
Но, территория — это не единственный фактор неопределенности. Второй вопрос, с которым вы сталкиваетесь — это сам продукт.
Вернемся к нашему примеру с молоком, и предположим, что вы единственные в этом городе, кто торгует обезжиренным молоком. Тогда ваша доля в 3,3% процента быстро превращается в 100%. А если рассматривать вас как игрока на рынке безалкогольных напитков, тогда ваша доля начнет быстро стремиться к нулю.
И это еще не предел, вы можете рассматривать не только товары заменители, но и альтернативные товары, тогда не только весь рынок напитков станет у вас конкурентом.
Здесь по аналогии с территорией, я также рассчитываю три доли:
а. Доля по прямым конкурентам.
Рассматриваю только те товары, которые являются прямыми конкурентами моих, т.е. совпадают по всем техническим характеристиками.
В зависимости от вашей способности придумывать несуществующие конкурентные преимущества вашего товара, эта доля редко бывает ниже 100%. Но и выше тоже.
б. Доля по товарам-заменителям.
Здесь я рассматриваю все товары, выполняющие туже функции. Доля резко падает, но картина становится более правдоподобной
в. Доля по чужим рынкам.
Здесь я собираю все товары, выполняющие ту же цель, что и мои. В примере, с молоком это может быть большая товарная корзина:
В этом случае ваша доля практически равна нулю, но вскрывает для вас рынки, на которых, вы можете усилить свое присутствие.
Третий вопрос, на который вам придется ответить — это потребление. Это наиболее сложная для понимания категория. Здесь также существует множество альтернативных подходов, имеющих свое право на жизнь:
а. Можно считать по текущему потреблению, а можно по возможному потенциалу потребления.
б. Можно считать только по конкретному продукту, а можно по цепочке связанных между собой продуктов.
в. Можно считать из возможностей рынка, а можно из возможностей компании.
г. Можно считать по конкретной группе потребителей, а можно по всему населению.
д. Можно считать в конкретной ценовой категории, а можно не привязываться к платежеспособному спросу и т.д. и т.п.
Здесь я остановлюсь, и не буду продолжать перечислять возможные варианты усложнения расчетов, и тем более, не буду давать более развернутых комментариев, так как боюсь вас окончательно запутать, если еще не запутал
И как-нибудь в другой раз, я расскажу: на какую долю рынка стоит замахиваться.
Слов нет, хорошие рекомендации. Объем своих продаж знаю, а где я возьму общее потребление на этой территории ?
источников море:
- Internet;
- статьи в журналах и газетах;
- Комитет статистики;
- соц опросы и исследования;
- можно тупо посидеть у каждого конкурента и посчитать дневную выручку и т.д. и т.п.
Зачем знать долю рынка? Если у ваших конкурентов 10%, а у вас 3%, но ваша прибыль по итогам года превосходит прибыль ваших аппонентов, смысл? Или, вы не торгуете в каком-то городе, и собираетесь это сделать, в этот момент ваша доля равна 0%, но это не повод для отказа от намеченных планов…Скорее здесь вопрос реализации стратегических замыслов и рентабельности вашей компании…Скорее всего вопрос должен ставиться так: ,, Я хочу получать прибыль в размере 10000000(не важно сколько нулей) в срок 10-12 месяцев и при этом мне плевать, какую долю рынка мне необходимо завоевать. Мне очень важно понимать, что я должен для этого сделать и как.,, А положительный результат будет означать, что все было правильно…И какая мне разница, какую долю рынка я при этом завоевал…И еще, желание ,,отжать,, под себя рынок, будет увеличивать, с каждым процентом, расходы в арифметической прогрессии…
На самом деле, доля рынка архи важная штука. Она позволяет:
- вычислить потенциал рынка, и как результат возможные темпы вашего роста;
- понять какие ваши стратегии успешны, а какие просто держат вас на месте;
- вырабатывать адаптивную систему ценообразования на товар и т.д. по списку.
Очень полезный и успакаивающий пост. В том смысле, что не надо напрягаться и считать. Секрет рынка в самой стратегии продаж. можно и молоко у молочной реки продавать и получать прибыль.
А что если проводить некие акции, узнавая какой марки молока (или другого продукта) отдают предпочтение сами покупатели ? На этом принципе сейчас построено масса передач и всяческих шоу, и не без основания. Сами спонсоры и есть производители, чтобы хоть как-то вычислить свои доли рынка, и уже исходя из всех известных цифр можно корректировать маркетинг и рекламу, и работать более точно над улучшением своего продукта.
Наиболее простой метод — опрос у населения, но ещё проще, просто нанять человека, который бы провёл аудит во всех точках, где реализуют молоко. По всем маркам. То есть попросить (за деньги) у хозяев те самые цифры по сбыту молочного, скажем за годовой период. Отчётность есть. И эта цифра будет достаточно точной, чтобы планировать дальнейшее продвижение.
Интересный пост. Действительно, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. С другой стороны, доля не интересна сама по себе. Это лишь один из вариантов узнать, сколько денег рынок еще готов тебе отдать.

Таким образом, реалистичный ориентир, ИМХО, как у Б.Гейтса: молоко фирмы «Я&Co» — единственный напиток в каждой семье мира
А дальше просто. Считаем количество семей, средний уровень потребления любых напитков и объем нашего сбыта
Очень интересный пост. Абсолютно согласна с автором в вопросе о том, что определить на практике долю рынка достаточно сложно, хотя нас этому и учили в институте
Вот только загвоздка в этом есть: начинаешь смотреть статистику, а там либо не все данные есть, либо есть, но не те, которые необходимы. Посидеть у конкурентов, конечно, можно, да только кто же денег даст обычному маркетологу, когда ему и так-то каждый месяц урезают бюджет? Это ведь реалии 70-80% процентов компаний нашей страны. Не скупятся на маркетинг очень мало компаний, а после кризиса их число еще больше сократилось. Вот и получается, что очень многие маркетологи спрашивают: как рассчитать долю рынка. Вопрос вроде бы небольшой, а копнешь — проблем воз и маленькая тележка.
На практике возникает не только необходимость учитывать факторы для определения доли рынка (как и было описано), самая большая проблема (я думаю, что со мной согласятся многие практикующие маркетологи) — это найти данные, чтобы высчитать эту долю. Да, предложены варианты, где можно найти — и соц.опросы и комитеты статистики, даже предлагают тупо посидеть у конкурентов и подсчитать
[...] вот эту статью, чтобы точно разобраться, а точнее — вспомнить, как [...]