Куда пойти учиться?

7 апреля 2010  |  |  Рубрика: На подумать...

или почему сократились расходы на корпоративное обучение

- А на той планете есть охотники? — спросил Лис.
- Нет, — ответил маленький принц.
- Как интересно! А куры есть?
- Нет.
- Нет в мире совершенства! — вздохнул Лис.

Антуан де сент-экзюпери. «Маленький принц»

Последние две недели, так сложилось, что я посещаю семинары и общаюсь с людьми, которые на них ходят, попутно выясняю их цели и мотивы. Плюс была потребность отправить своих сотрудников поучиться, и пришлось общаться с несколькими тренинговыми агентствами, в итоге пришлось проводить тренинг для сотрудников самому : ) Помимо нового взгляда на обучение персонала, я получил несколько откровений на тему корпоративного обучения в целом, которыми хотел бы с вами поделиться.

До кризиса многие компании имели солидные бюджеты на обучение своих сотрудников. Сейчас это далеко не так, и многие из тех, кто уже «подсел» на тренинги и семинары пытаются лавировать в этом сложном мире образовательных услуг. И делая это самостоятельно, они порой не могут получить тех ощущений, которые их сопровождали прежде.

Давайте вспомним: как это было раньше. Принципиально рынок предлагал три вида продуктов.

Виды тренингов
Тренинги Тренер Методы
Профессиональных компетенций Наставник Демонстрации, Упражнения
Личностного роста Шаман Дискуссии, Трансы
Командообразования Модератор Мозговые штурмы, Игры

Таблица 1

При этом компании водили своих сотрудников по кругу. Пытаясь поднять их эффективность — они отправляли их на тренинги профессиональных компетенций. Но те, после них, начинали чувствовать себя «крутышками» и останавливались в своем развитии.

Тогда руководство принимало единственно правильно решение — направить своих подчиненных на тренинги личностного роста, чтобы растормошить и пробудить в них творческую жилку. А они вместо этого «звездили» еще больше, а кое-кто и вообще уходил из компании.

Тогда они посылали их на тренинги по командообразованию, дабы пробудить в них лояльность друг к другу и к компании в целом. Но они вместо того, чтобы лучше и слаженнее работать начинали больше «зависать» в курилках, вместе пить пиво и ходить в боулинг.

И тогда, руководство было вынуждено их снова посылать на тренинги профессиональных компетенций, и цикл повторялся.

Результаты  корпоративных  тренингов
Тренинги Цели Результаты
1 Профессиональных компетенций Увеличить производительность Обостряется внутрифирменная конкуренция
2 Личностного роста Пробудить творческое начало Уходят из компании
3 Командообразования Повысить лояльность Расхолаживаются

Таблица 2

Тренинговые агентства богатели, люди расслаблялись, руководители «не задурялись».

Дело в том, что большинство корпоративных обучаловок проводилось не потому что они были действительно нужны, а для того чтобы компенсировать дефицит внимания к своим сотрудникам со стороны руководства.

Кто работал в любой из компаний, тот меня поймет: какой русский не хочет, чтобы руководитель здоровался с ним за руку и называл по имени, помогал в осуществлении проектов и побольше хвалил? У вас не так, значит вы не русский, или у вас уже собственный бизнес :)

Но до кризиса все руководство было увлечено развитием своего бизнеса и ему было не до персонала, поэтому оно доверяло своих подчиненных в руки так называемых «профессионалов». А по сути своей оно просто откупалось от них за дефицит своего внимания в их сторону. И персонал платил тем же.

Мотивация на обучение
Персонал Декларируемый мотив Истинный мотив
Специалисты Вышли новые нормативы, нужно пройти обучение Хочется отдохнуть и побухать с такими же как я
Руководители У нас зашоренный взгляд нужна встряска Хочется получить какую-нибудь дополнительную халяву
Менеджеры В компании все друг другу не помогают нужно сплотить Мало развлекухи нужен какой-нибудь новый кипиш

Таблица 3

Да, так мы жили, и всех устраивало, пока не начался кризис. Учредителям не нужно уже было развивать бизнес, его нужно было спасать. И они устремили свои взоры к персоналу, в надеждах причинить ему добро и нанести пользу.

Но персонал уже отвык от пристального внимания к их персонам, а вот по пьянкам и отдыхаловкам откровенно начал скучать.

Больше всего, конечно, расстроились тренинговые агентства, потому что поток денег в их сторону начал иссякать, а руководство компаний почему-то перестало реагировать на доводы о том, что «в персонал нужно вкладывать», разумеется, в виде оплаты тренингов в их агентстве.

Но среди всего этого хлама были люди, которые действительно хотели и любили учиться, и получаемые крупицы нового опыта принимали с благодарностью. Вот они-то и остались не удел. И сейчас они бродят по просторам бизнес-образования в бесконечной миграции от одного тренинга к другому.

Попробуем им немного помочь в этом разобраться. Дело в том, что после кризиса резко сократилось число тренингов и семинаров. А те компании которые по-прежнему покупают для своих сотрудников обучающие программы пытаются на этом максимально экономить. Соответственно и агентства в этом преобразованном мире пытаются выживать по-своему.

В связи с тем, что компании теперь не в состоянии оплачивать циклы тренингов на развитие профессиональных компетенций, личностного роста и командообразования, они требуют от агентств комплексного подхода. Поэтому большинство обучающих организаций пытаются предлагать теперь замикшированные тренинги: нацеленные на развитие профессиональных навыков, развитие личных качеств и повышение лояльности одновременно.

Соответственно и «образовательным наркоманам» теперь приходится платить деньги за комплексный, а не узкоспециализированный продукт. Исключением остаются круглые столы, форумы, одно-, двухдневные семинары, и некоторые бизнес-школы. Где все обучение ограничивается только лекционным материалом без тренинговой проработки новых навыков.

Но здесь хочется предостеречь, что знания, чем легче накладываются, тем легче и слезают. Это как южный загар: появляется за пару дней, но по приезду домой за неделю смывается.

А ограниваясь только лекционным материалом, люди рискуют так ничему и не научиться. Наши отцы-прародители выделяли 4 способа получения знаний, ранжируя их по степени их эффективности.

Способы  получения  знаний
Способ Часто используется на тренингах
1 Копирование Профессиональных компетенций
2 Обратное моделирование Личностного роста
3 Выживание Командообразования
4 Лекции Везде

Таблица 4

Я ни в коем случае не пытаюсь сказать, что лекции — это плохо. Я говорю, что это не так эффективно по сравнению с первыми тремя способами. Поэтому, отпраляясь в свой кошелек, чтобы оплатить очередное свое обучение, не поленитесь узнать: какими методами вас собираются там учить.

Понравилась статья? - Обязательно поделись с друзьями:
0
В Мой Мир


К записи 8 комментариев

Знание, согласно одного из взглядов, уже присутствует в мире, осталось только его разглядеть :) Если серьезно, я готов и сам учиться и своих топов учить. Было бы «чему и у кого». Да, ранее бабло текло рекой и бюджет на образование принимался на раз. Сейчас за 1000 руб. удавимся, если не поймем, что вложения если не принесут прибыль, то хотя бы окупятся. Центр Харизма и тд, при всем уважении даже интереса не вызывают, как работодатель не воспринимаю всякие цветные бумажки из того сектора, как хотя бы наме на знания. Так вот, я готов заплатить, дорого заплатить, если пойму, что вложенные деньги в образование приведут к росту производительности хотя бы на 10% (просто зашибенный результат), снижению себестоимости, росту продаж, эффективности производства и тд и тп.

Цитировать

Андрей, а ставил реальную задачу повысить производительность в компании на 10% ?
Есть такой интересный эффект — если надо пройти 200 км, то хотя бы 20 то уж пройдешь. А вот встать и дойти до магазина 200 метров реально бывает лень :)

Цитировать

И задачу ставил и премию за рацпредложение обещал. Людей способных придумать мало, людей которые и придумаю и опишут внятно то что придумали — в половину меньше, а тех кто еще и сумеет внедрить пр думанное — вообще единицы. Надеюсь ответил на вопрос :-)

Цитировать

Забавная тема ;)
Альберт говорил, что есть такая практика обмена, когда он звал кого-нибудь из предпринимателей на тему провести что либо у себя, или улучшить. Взамен занимался тем же, но в компании приглашенного.
Что-то вроде «незамыленного» и свежего взгляда из вне.

Цитировать

Я с Альбертом готов махнуться конторами хоть завтра :-) тем более одно из его предприятий тоже выпускает пенобетон :-) МTV — прокачайте мою тачку :)

Цитировать

Одно из его (Альберта) предприятий тоже выпускает пенобетон?))))) Какое это предприятие если оно не сверхсекретно конечно?)))))

Цитировать

На самом деле об этом очень подробно рассказано в нашем бесплатном продукте https://free.commersclub.ru/

Цитировать

Кстати если у кого есть сомнения куда поступить можете зайти на сайт про ВУЗы Москвы и почитать, про любой ВУЗ

Ответить|
Цитировать

Оставить комментарий или два

Комментарии публикуются в соответствии с правилами комментирования данного ресурса

© 2010-2012 Сибирская бизнес школа