или почему сократились расходы на корпоративное обучение
- А на той планете есть охотники? – спросил Лис. - Нет, – ответил маленький принц. - Как интересно! А куры есть? - Нет. - Нет в мире совершенства! – вздохнул Лис.Антуан де сент-экзюпери. «Маленький принц»
Последние две недели, так сложилось, что я посещаю семинары и общаюсь с людьми, которые на них ходят, попутно выясняю их цели и мотивы. Плюс была потребность отправить своих сотрудников поучиться, и пришлось общаться с несколькими тренинговыми агентствами, в итоге пришлось проводить тренинг для сотрудников самому : ) Помимо нового взгляда на обучение персонала, я получил несколько откровений на тему корпоративного обучения в целом, которыми хотел бы с вами поделиться.
До кризиса многие компании имели солидные бюджеты на обучение своих сотрудников. Сейчас это далеко не так, и многие из тех, кто уже «подсел» на тренинги и семинары пытаются лавировать в этом сложном мире образовательных услуг. И делая это самостоятельно, они порой не могут получить тех ощущений, которые их сопровождали прежде.
Давайте вспомним: как это было раньше. Принципиально рынок предлагал три вида продуктов.
Тренинги | Тренер | Методы |
Профессиональных компетенций | Наставник | Демонстрации, Упражнения |
Личностного роста | Шаман | Дискуссии, Трансы |
Командообразования | Модератор | Мозговые штурмы, Игры |
Таблица 1
При этом компании водили своих сотрудников по кругу. Пытаясь поднять их эффективность – они отправляли их на тренинги профессиональных компетенций. Но те, после них, начинали чувствовать себя «крутышками» и останавливались в своем развитии.
Тогда руководство принимало единственно правильно решение – направить своих подчиненных на тренинги личностного роста, чтобы растормошить и пробудить в них творческую жилку. А они вместо этого «звездили» еще больше, а кое-кто и вообще уходил из компании.
Тогда они посылали их на тренинги по командообразованию, дабы пробудить в них лояльность друг к другу и к компании в целом. Но они вместо того, чтобы лучше и слаженнее работать начинали больше «зависать» в курилках, вместе пить пиво и ходить в боулинг.
И тогда, руководство было вынуждено их снова посылать на тренинги профессиональных компетенций, и цикл повторялся.
№ | Тренинги | Цели | Результаты |
1 | Профессиональных компетенций | Увеличить производительность | Обостряется внутрифирменная конкуренция |
2 | Личностного роста | Пробудить творческое начало | Уходят из компании |
3 | Командообразования | Повысить лояльность | Расхолаживаются |
Таблица 2
Тренинговые агентства богатели, люди расслаблялись, руководители «не задурялись».
Дело в том, что большинство корпоративных обучаловок проводилось не потому что они были действительно нужны, а для того чтобы компенсировать дефицит внимания к своим сотрудникам со стороны руководства.
Кто работал в любой из компаний, тот меня поймет: какой русский не хочет, чтобы руководитель здоровался с ним за руку и называл по имени, помогал в осуществлении проектов и побольше хвалил? У вас не так, значит вы не русский, или у вас уже собственный бизнес
Но до кризиса все руководство было увлечено развитием своего бизнеса и ему было не до персонала, поэтому оно доверяло своих подчиненных в руки так называемых «профессионалов». А по сути своей оно просто откупалось от них за дефицит своего внимания в их сторону. И персонал платил тем же.
Персонал | Декларируемый мотив | Истинный мотив |
Специалисты | Вышли новые нормативы, нужно пройти обучение | Хочется отдохнуть и побухать с такими же как я |
Руководители | У нас зашоренный взгляд нужна встряска | Хочется получить какую-нибудь дополнительную халяву |
Менеджеры | В компании все друг другу не помогают нужно сплотить | Мало развлекухи нужен какой-нибудь новый кипиш |
Таблица 3
Да, так мы жили, и всех устраивало, пока не начался кризис. Учредителям не нужно уже было развивать бизнес, его нужно было спасать. И они устремили свои взоры к персоналу, в надеждах причинить ему добро и нанести пользу.
Но персонал уже отвык от пристального внимания к их персонам, а вот по пьянкам и отдыхаловкам откровенно начал скучать.
Больше всего, конечно, расстроились тренинговые агентства, потому что поток денег в их сторону начал иссякать, а руководство компаний почему-то перестало реагировать на доводы о том, что «в персонал нужно вкладывать», разумеется, в виде оплаты тренингов в их агентстве.
Но среди всего этого хлама были люди, которые действительно хотели и любили учиться, и получаемые крупицы нового опыта принимали с благодарностью. Вот они-то и остались не удел. И сейчас они бродят по просторам бизнес-образования в бесконечной миграции от одного тренинга к другому.
Попробуем им немного помочь в этом разобраться. Дело в том, что после кризиса резко сократилось число тренингов и семинаров. А те компании которые по-прежнему покупают для своих сотрудников обучающие программы пытаются на этом максимально экономить. Соответственно и агентства в этом преобразованном мире пытаются выживать по-своему.
В связи с тем, что компании теперь не в состоянии оплачивать циклы тренингов на развитие профессиональных компетенций, личностного роста и командообразования, они требуют от агентств комплексного подхода. Поэтому большинство обучающих организаций пытаются предлагать теперь замикшированные тренинги: нацеленные на развитие профессиональных навыков, развитие личных качеств и повышение лояльности одновременно.
Соответственно и «образовательным наркоманам» теперь приходится платить деньги за комплексный, а не узкоспециализированный продукт. Исключением остаются круглые столы, форумы, одно-, двухдневные семинары, и некоторые бизнес-школы. Где все обучение ограничивается только лекционным материалом без тренинговой проработки новых навыков.
Но здесь хочется предостеречь, что знания, чем легче накладываются, тем легче и слезают. Это как южный загар: появляется за пару дней, но по приезду домой за неделю смывается.
А ограниваясь только лекционным материалом, люди рискуют так ничему и не научиться. Наши отцы-прародители выделяли 4 способа получения знаний, ранжируя их по степени их эффективности.
№ | Способ | Часто используется на тренингах |
1 | Копирование | Профессиональных компетенций |
2 | Обратное моделирование | Личностного роста |
3 | Выживание | Командообразования |
4 | Лекции | Везде |
Таблица 4
Я ни в коем случае не пытаюсь сказать, что лекции – это плохо. Я говорю, что это не так эффективно по сравнению с первыми тремя способами. Поэтому, отпраляясь в свой кошелек, чтобы оплатить очередное свое обучение, не поленитесь узнать: какими методами вас собираются там учить.
Яндекс.Лента
Google Reader
Обновления на почту
Знание, согласно одного из взглядов, уже присутствует в мире, осталось только его разглядеть Если серьезно, я готов и сам учиться и своих топов учить. Было бы «чему и у кого». Да, ранее бабло текло рекой и бюджет на образование принимался на раз. Сейчас за 1000 руб. удавимся, если не поймем, что вложения если не принесут прибыль, то хотя бы окупятся. Центр Харизма и тд, при всем уважении даже интереса не вызывают, как работодатель не воспринимаю всякие цветные бумажки из того сектора, как хотя бы наме на знания. Так вот, я готов заплатить, дорого заплатить, если пойму, что вложенные деньги в образование приведут к росту производительности хотя бы на 10% (просто зашибенный результат), снижению себестоимости, росту продаж, эффективности производства и тд и тп.
Андрей, а ставил реальную задачу повысить производительность в компании на 10% ?
Есть такой интересный эффект – если надо пройти 200 км, то хотя бы 20 то уж пройдешь. А вот встать и дойти до магазина 200 метров реально бывает лень
И задачу ставил и премию за рацпредложение обещал. Людей способных придумать мало, людей которые и придумаю и опишут внятно то что придумали – в половину меньше, а тех кто еще и сумеет внедрить пр думанное – вообще единицы. Надеюсь ответил на вопрос
Забавная тема
Альберт говорил, что есть такая практика обмена, когда он звал кого-нибудь из предпринимателей на тему провести что либо у себя, или улучшить. Взамен занимался тем же, но в компании приглашенного.
Что-то вроде «незамыленного» и свежего взгляда из вне.
Я с Альбертом готов махнуться конторами хоть завтра тем более одно из его предприятий тоже выпускает пенобетон МTV – прокачайте мою тачку
Одно из его (Альберта) предприятий тоже выпускает пенобетон?))))) Какое это предприятие если оно не сверхсекретно конечно?)))))
На самом деле об этом очень подробно рассказано в нашем бесплатном продукте https://free.commersclub.ru/