Как не порвать пупок

17 апреля 2012  |  |  Рубрика: Старт бизнеса

или бизнесмен ≠ предприниматель

У нас нет отчаянной потребности в росте. У нас есть отчаянное желание расти.

Милтон Фридман

Я очень часто в своих выступлениях говорю, что для меня предприниматель и бизнесмен — это разные люди, разные типажи, ценности, способности.

Я не навязываю своей точки зрения, просто хочу сегодня немного развернуть свое видение на эту тему. Если интересно — читайте, нет — ждите следующий пост  :-)

Основные различия этих двух типов людей можно отобразить в небольшой табличке (Табл.1)

Сравнительная характеристика
Предприниматель Бизнесмен
Сильные стороны «чутье» (интуиция) «видение» (системность)
Превалирует склонность к риску ответственность

 

У предпринимателя всегда есть «чуйка», эдакий предпринимательский дар, которому вряд ли можно научиться. Они всегда знают что делать, не могут это объяснить, но они не ошибаются в 95% случаев (такие люди, как правило, идут по схеме построения бизнеса №2, см. пост «3 схемы бизнеса»).

Всегда завидовал таким людям (всеми видами зависти: белой, черной, зеленой и т.д.), так как подобными качествами с рождения не обладаю  :-)

С другой стороны, склонность таких людей к риску (со стороны обычного человека) просто зашкаливающая. Эти люди могут все поставить на кон. И готовы все потерять. Работать с такими людьми сложно и интересно одновременно. Интересно, потому что есть ощущение, что прикасаешься к работе гения; сложно, потому что ты для этого гения — простая бездарность, с которой ему пока по пути (хотя это не всегда обязательно :-)  ).

Бизнесмены же, наоборот, в силу отсутствия врожденной интуиции, часто используют проверенные схемы, методы, алгоритмы, стратегии, шаблоны и т.д. Они очень хорошо осознают куда идут, и могут убедить в этом остальных. Их решения взвешены, обоснованы и поддаются математическому описанию (эти люди строят бизнес по схеме №3 вышеуказанного поста).

Соответственно эти люди не могут все поставить на кон, т.к. это противоречит их взвешенному подходу. Они склонны строить стабильные структуры, поэтому менее манёврены, чем предприниматели, но более основательны. С такими людьми работать легче, так они предсказуемее, и соответственно — надежнее.

Но пост в общем-то не о том. Занимаясь консалтингом, часто сталкиваюсь с проблемой, что все неурядицы в бизнесе имеют свой источник в голове собственников. Т.е. приходя заниматься предметом (структурировать имеющейся бизнес), чаще занимаешься субъектом (изменяешь мышление заказчика). Т.е. вместо того, чтобы заниматься консалтингом, занимаешься психотерапией.

Но пост тоже не о том. Хотя, я думаю стоит написать даже отдельную статью на эту тему.

Ну, так вот, возвращаясь к теме поста, в большинстве случаев, собственники начинают задумываться о привлечении консультантов, как правило, (по моему опыту) при переходе из малого бизнеса в средний (см. статью «Какой бизнес нужен тебе?»).

И вот тут-то кроется самое интересное:

  1. 95% «клиентов» нуждаются не в консалтинге, а в психотерапии.
  2. 80% из реальных клиентов способны внедрить у себя не более 20% изменений.

Не воспримите эти цифры как какую-то унизительную насмешку, или детское желание показать свое превосходство. Тут дело совсем в другом.

Стартануть малый бизнес проще всего будучи предпринимателем (реально бизнесмену проще начать средний бизнес, нежели малый). И если бизнес растет (а ради этого собственного его и открывали), то рано или поздно он дорастает до среднего. Где нужно строить структуры, нанимать top-ов, делегировать полномочия и т.д. А человек не готов это делать. Более того, в 90% случаев, если он начнет это делать — он развалит бизнес.

Мышление предпринимателя заточено под «все сам». Но не возможно управлять средним бизнесом, делая все самому. Но бизнес уже вырос до размеров среднего. И если его резко структурировать, он может «не пережить» таких изменений (как больной серьезной операции).

И здесь у предпринимателей 2 выхода:

  1. Уменьшить свои аппетиты и амбиции. Прекратить экспансию бизнеса, и лавировать на грани между средним и малым бизнесом.
  2. Начать постепенную трансформацию бизнеса, одновременно с собственной трансформацией в бизнесмена (с сеансами психотерапии, коучинга, личностного роста и т.д.)

Нет, есть конечно и 3-ий выход, начать трансформацию бизнеса, без изменения собственных убеждений, но финал один:

  • раз и навсегда понять, что все консультанты идиоты;
  • потерять кучу денег, времени и как результат, весь бизнес;
  • прийти к тому, с чего начинал последний бизнес.

По прочтению поста может сложиться ложное представление, что «бизнесмен» более удачная модель, чем «предприниматель». Но это не так. Став бизнесменом, и умеючи управляя средним бизнесом, или покрупнее, человек теряет «чуйку», утрачивает способность начинать все заново. Т.е. если такой человек потеряет бизнес, то начать ему снова будет в разы сложнее, чем предпринимателю.

Прикол заключается в том, что обратный переход из «бизнесменов» в «предприниматели» не менее затратный в психологическом плане.

Т.е. с людьми, потерявшими средний бизнес проводить консалтинг в разы сложнее, чем с людьми переживающими кризис роста своего малого бизнеса. Здесь вообще нет консалтинга (зачем их учить тому, что они и так когда-то хорошо делали), здесь все сплошная психотерапия.

Мораль сей басни такова, хочешь крупный бизнес, смирись с тем, что будет рулить не твой предпринимательский талант, а хорошо отлаженная работоспособная система. И трансформация эта будет не менее болезненная, чем у гусеницы в бабочки ;-)

Стал бизнесменом, смирись с тем, что отдельные «авантюристы» будут зарабатывать большие деньги с меньшими усилиями. Что-то не нравится, всегда можно «поменяться», но трансформация будет долгой и мучительной  ;-)

Понравилась статья? - Обязательно поделись с друзьями:
0
В Мой Мир


К записи 8 комментариев

В словах истинная правда. Единственный очень сложный момент при переходе — это тот факт, что предприниматель переходит (чаще всего) в бизнесмены, а его сотрудники — нет. Часто очень они живут прошлыми отношениями с руководителем, и это очень сильно сказывается на их видение и понимание дальнейшего роста компании, причем, в сугубо отрицательном виде.
Поэтому, стоило и это отметить в статье =)

Ответить|
Цитировать

Здравствуйте Денис.
Вы абсолютно правы. Но момент саботажа коллектива уже был рассмотрен в другом посте, поэтому здесь не был рассмотрен.

Ответить|
Цитировать

Мне кажется, или все же из малого в средний вырастают не более 1% компаний?

Ответить|
Цитировать

Доброй ночи, Альберт!
Никогда не задумывался над вопросом… пока не увидел Вашу тему письма, а затем и пост. В продажах я уже более чем 10 лет (работаю на рынке FMSG) и ознакомившись со статьёй отнесу себя больше к бизнесмену, т.к. действительно есть система работы и реализации задач и целей, и необходимо своевременно реагировать на определённые сбои в ней, хотя приходиться проявлять смекалку и прислушиваться к внутреннему голосу (интуиция), для опережения конкурентов, но за это сверхбонусов не платят:) А вот два года назад впервые задумался о предпринимательстве… и уже готов реализовать свои задумки. Рылся в инете, в поиске информации о составлении бизнес плана и… наткнулся на Ваш бизнес план… прошёлся по ссылкам, прочёл посты и статьи, есть над чем задуматься, в особенности над «Смерть как советчица»… Надо писать бизнес план:)

Ответить|
Цитировать

ЧТО ТО СОЗДАВАТЬ НУЖНО ТАК ЧТО БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ,УСИЛИЙ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРЫ В ТО ЧТО ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ)

Ответить|
Цитировать

С удовольствием прочёл пост, но себя не нашел. Чутьё мне подсказывает, что надо посидеть в засаде, подсобирать информации, а вскоре и психушка подоспеет.

Ответить|
Цитировать

ДОЛГО НЕ ЗАСИЖИВАЙТЕСЬ ВАС МОГУТ ОСТАВИТЬ))

Ответить|
Цитировать

Здравствуйте, Альберт. Здорово подмечено, как всегда. Я предприниматель с бизнесом, когда «на работу нужно вставать в 7 утра, и заканчивать ее примерно в 23.00, чтобы брать себе свои 50’000 рублей в месяц. А больше нельзя, иначе на что бизнес будет развиваться», предприниматель, который не может объяснить, почему надо делать именно так, но прибыль приходит в 90% случаев. Хочу еще поблагодарить за бизнес-план, прочитала — и в голове просветлело. Начинала свой бизнес наобум, делала так — потому что так надо (пока везло) :), нигде не училась бизнесу и т.п, но очень бы хотела.

Ответить|
Цитировать

Оставить комментарий или два

Комментарии публикуются в соответствии с правилами комментирования данного ресурса

© 2010-2012 Сибирская бизнес школа