или форматы обучения
Образование - это не подготовка к жизни, оно сама жизнь.
Джон Дьюи
Сходил на очередной тренинг для тренеров, и вдруг понял, что сам себя обманываю. Я уже неоднократно обещал себе не ходить более чем на 2 тренинга в течение одного года. А это уже 3-й, и впереди еще два до конца года себе наметил :(
Образование это как наркота, и для особенно drugs-addicted личностей, может стать просто навязчивой идеей (т.е. обучение ради обучения). Хотя по большому счету, на мой взгляд, это не худшая из одержимостей :)
Ну, так вот, на этом тренинге нам говорили о последних российских и мировых тенденциях на рынке бизнес-образования. И одним из ключевых моментов была закономерность смещения обучения из области знаний к области навыков и компетенций. А в дальнейшем все это предполагается, что двинется в сторону установок и убеждений. И тогда я достал из загашника старую схему на тему форматов обучения, и взглянул на нее по-новому (рис.1).
Рис.1 Форматы обучения
Существует такое мнение, что все форматы обучения можно разделить на четыре больших группы:
1. Процедурное, диссоциированное. Это так называемые концептуальные семинары. Эту нишу занимают научные школы, которые пытаются работать с вашей осознанной частью личности, и воздействуют напрямую через логику. Все мы сталкивались с таким форматом, когда учились в высших (да и не в высших тоже) учебных заведениях.
Основная задача таких семинаров - это подача новых знаний.
2. Процедурное, ассоциированное. Это так называемые инструментальные семинары. Все, кто из вас ходил когда-либо на курсы кройки и шиться, или школу танцев, должны хорошо помнить, что здесь апеллируют к нашей рациональной части личности, выдавая понятные алгоритмы, и требуя четкое их выполнение.
Основная задача этих семинаров - формирование новой компетенции.
3. Хаотичные, ассоциированные. Их еще называют - семинары проживания (или личностного роста, кому как нравится). В эту группу будут относится различные псевдо-религиозные структуры: Рейки, Дианетика, pick-up, и т.д. Здесь основная коммуникация строится через вашу подсознательную часть.
Главная задача этих семинаров - изменение системы убеждений.
4. Хаотичное, диссоциированное. Все новомодные: форумы, круглые столы, клубы по интересам используют такую форму обучения - как дискуссионные семинары. Основной контакт через практически полную свободу проявления себя, отсутствие каких-либо жестко ограничивающих правил.
Основная задача такой формы обучения - обмен мнениями.
Так к чему я все это. Я уже писал в статье "Куда пойти учиться?" о том, что большинство заказчиков пытаются из-за экономии денег проводить тренинги, нацеленные сразу на: компетенции, командообразование и личное развитие (я лично - категорически против). Поэтому мнение о том, что бизнес-тренинги становятся больше заточены под систему изменения убеждений, это лишь дополнительное подтверждение ранее высказанной мною мысли.
But…
Что точно становится тенденцией, так это то, что бизнес-образование стало заходить в области обучения, не считавшиеся традиционно ее (Табл.1).
Формат | Классические | Бизнес сейчас |
концептуальный | Высшее образование (в том числе и экономическое) | MBA, переподготовка кадров |
инструментальный | Профессиональные секции и кружки | Бухгалтерские курсы, тренинги продаж |
проживания | Эзотерические семинары и духовные практики | Онтопсихология в бизнесе, Lifespring |
дискуссионный | Научно-практические конференции и выставки | Форумы антикризисных мер, семинары по налогам |
Что получается. Изначально бизнес-образование у нас было только академическое (концептуальное). Потом в эпоху перестройки появились различные курсы по подготовки бизнес-специальностей (инструментальные). С течением времени, они не только не исчезли, но стали занимать основной сегмент рынка бизнес-образования (что мы сейчас собственно и наблюдаем).
Научно-технические конференции постепенно потеснились экономическими форумами и круглыми столами, посвященными насущным проблемам. Но эта форма (дискуссионная) не заняла основную нишу, хотя и была лидирующей некоторое время.
Но что реально странно, так это то, что бизнес-образование стало решительно занимать нишу, исконно принадлежавшую религии и сектам (проживания). И многие заказчики подобных семинаров просят не обучить их персонал, а сделать так, чтобы они беспрекословно слушались, выполняли все команды, и желательно держались за руки, пели корпоративные гимны и любили компанию.
Куда цивилизация катиться…
Комментарии
Цитата:
На тренингах люди часто спрашивают: "Нужно ли обучать свой персонал? А если он вырастет и уйдет от нас?". Ответ прост, но он вам не понравится:
1. Люди всегда будут от вас уходить, не зависимо от того будете вы их учить или нет. И когда не будете - будут уходить быстрее, туда, где они смогут быстрее расти.
2. Самая большая проблема во всем мире - это нехватка нужных кадров. Где их взять, если рынок их не предлагает? Правильно, - выращивать самим.
3. Что выгоднее: находить новые объекты, заводить полезные знакомства, или тратить время на свой персонал? Правильно, - тратить время на свой персонал, что бы они больше вас находили объекты, заводили новые знакомства. И тогда они точно уйдут от вас, открыв собственное дело.
Конец цитаты
Вот такой у меня грустный аргумент.
Книгу помню, и цитату тоже помню. Слишком как-то грустно! Хочется верить в что-то большое и доброе! )
В вопросах мотивации и стимуляции, конечно, Альберт непоколебимый эксперт и авторитет в моих глазах.
ага..
бесприкословно приказы выполнять - это маразм, конечно. Однако, ситуация с "петь песни и держаться за руки" знакома. Поверьте, бывает и похуже.
Эти тренинги по командообразованию - зомбированием тоже можно назвать в какой-то степени. Но это уже если глубоко копать. А на поверхости - пусть не на 100%, но коллектив становится более сполоченным ,пусть не на 100%, но какие-то навыки и понимание некоторых процессов происходит. И еще один большой плюс -это просто клево!! это весело, это запоминающеся событие, это смена обстановки (отдых).Это же очень важно - когда сотрудники довольны. И мало кто задумвается о том, что ими манипулирют. Так что, это оч даже эффективный инструмент бизнеса.
Здорово, что руководители Компаний начали внедрять такие системы!
Хуже другое: когда не то, что тренинги не проводятся на предприятиях, но в принципе ими руководят люди... мало что понимающие в бизнес-процессах, в финансовой и экономической составляющих и т.д. (это, как правило, бывшие гл технологи, гл инжененры. Такие.. "преданные", "проверенные" и т.д.) И почему-то им кажется, что и не надо им чему-то учиться. И уж тем более, учить чему-то свой персонал. Когда совершаются непростительные ошибки, глупые ошибки... Когда рушится то, что является градообразующим. Когда система ценообраования ведется по учебнику.. фиг знает какого года.. по каким-то там нормам.. Но гл экономист - это Бог.. а потом удивляются: почему все "колом встало", почему клиенты на Китай перешли?
вот что грустно.
вот куда надо двигаться бизнес-тренерам.
Двигаться и ломать стереотипы, образ мышления, "мозги вставлять" и т.д.
Ты был у нас на двух тренингах:
1. Предприниматель: Начало (тренинг проживания - личностного роста)
2. Искусство переговоров (инструментальный тренинг - наращивания компетенций)
Что касается первого, то как ты правильно понял из статьи, он работает с системой убеждений. И как я уже неоднократно говорил, разница между предпринимателем и обычным человеком - чисто психологическая. И задача первого тренинга - изменить вашу систему убеждений таким образом, чтобы вы без страха и сомнений могли открывать и вести свой бизнес. В твоем случае это приобрело даже гипертрофированный вид .
Второй же тренинг не меняет убеждений, а дает только навыки, не затрагивая вашу систему ценностей и убеждений. Потому что, если в первом тренинге предполагается, что вы просто боитесь начать свой бизнес, то во втором - предполагается, что вы уже ведете переговоры и хотите усилить свой коммуникативный навык.
Что касается сектантства, то хочу напомнить, что его основной смысл - выкачивание денег из послушников. И для этого используются основные способы, такие как:
1. Депривация сна (для подавления воли и увеличения внушаемости).
2. Социальная изоляция (запрещают общаться с родственниками друзьями и даже на тренинге друг с другом).
3. Бомбардировка любовью (когда все друг другу хлопают, говорят как друг друга любят, чтобы создать иллюзию того, что только здесь им будет хорошо).
4. Комплекс вины (умышленное преувеличение ваших прошлых "грехов").
5. Групповое давление (чтобы на корню зарубить ваше индивидуальное мнение, и способность оценивать все критически).
P.S. Более подробно можешь почитать А.Дворкин "Сектоведение"
учитья надо? надо , конечно.
"что двигется в сторону установок и убеждений"? о том, что это плохо? плохо, конечно, если установки носят негативный характер..
Но есть и хорошие установочки..
про Дни Рождения )
Димочка (это уж совсем с опозданием, сори..), Альберт (немного с опозданием), от всего сердца - с Днем рождения!!
Счастья, радости, улыбок!! - много-много
Спокойствия - там, где это необходимо, бурю положительных эмоций, впечатлений, интересных событий - в остальном!
Людей - хороших, интересных, отзывчивых, внимательных!
Легкости!!!
Отличные проекты, отличная команда!
Желаю вам только положительной динамики, сногсшибательных темпов роста, прироста и т.д.!!
Рада знакомству!
Начальные классы, когда не было никаких задач и забот, когда жизнь вертелась вокруг игр и домашнего задания, когда родители казались всемогущими... Приходишь со школы домой, мама кормит вкусным обедом, вечером подружки во двор зовут.. А взрослая жизнь ужасна: работа, надо деньги зарабатывать, за домом следить, и жизнь как оказалось очень сложная штука в плане человеческих взаимоотношений. Эх.. Хочу опять быть маленькой.