или кому сколько платить
Невозможно заигрывать с животным началом в себе и не превратиться при этом в животное; заигрывать с ложью и не потерять право на истину; заигрывать с жестокостью и не потерять душевной чуткости. Тот, кто хочет видеть свой сад цветущим и благоухающим, не оставляет в нем места для сорняков.
Даг Хаммаршельд
Чтобы стало понятно, о чем сегодняшний пост, начну сразу с нескольких примеров:
Пример №1. Менеджеру проекта нарезали задачу продать участок земли. Он долго не мог его продать. Но потом появился посредник, который знал куда пристроить этот участок земли. За свои скромные услуги он попросил 5%, и ему их дали.
Пример №2. Собственник бизнеса, по совместительству директор своей же компании заключил сделку принесшую компании 25 млн.руб. прибыли. С заработанных денег он не стал выписывать себе премию, а оставил все в обороте.
Пример №3. В одной конторе девочка на обзвоне получала по 10% за каждого приведенного клиента. Но было принято решение ускорить этот процесс, и ввели акцию: каждому клиенту, который приведет с собой еще одного клиента – скидка 30%.
Возможно, вы спросите, что между этими примерами общего? А я вам отвечу – все общее. И самое страшное из этого общего – это то, что таким образом вы мотивируете хорошие кадры работать против вашей компании.
Вернемся к примерам:
1. Почему менеджеру проекта вы не платите 5% со сделки, а «дяде с улицы» платите? Потому, что менеджер у нас на окладе, а дядя с улицы «за интерес бегает», – ответите вы, и будете неправы.
Вы что хотите, чтобы когда менеджер реально найдет хороший вариант, вместо того, чтобы к вам бежать, он начал искать «дядю с улицы» или просил друзей в этой роли выступить? Не хотите таких вариантов? Тогда либо дядям с улицы не платите комиссионные, либо такие же комиссионные платите своим сотрудникам. Иначе менеджеру будет сподручнее этот участок «дяде слить», чтобы он потом его по дороже вам продал.
2. Почему вы как собственник решили не платить себе премию или бонусы. Вы чего этим хотите добиться или показать? Что все кто принес или сэкономил для компании деньги даже спасибо не услышат? Тогда читайте пост «Attention, альтернативные издержки!»
Если вы регулярно будет приносить деньги в контору, и не брать себе комиссионные, а контора будет систематически «проедать» эти деньги, то очень скоро вам расхочется это делать. И вы будете либо тупо сливать объекты за комиссию своим же конкурентам, либо откроете новую фирму. Зачем тогда вы эту поднимали, спрашивается? Любое прибылеприносящее деяние должно вознаграждаться, кем бы оно ни было совершено. Да хоть уборщицей, либо старшим собственником. Выгодное для компании поведение необходимо закреплять позитивными подкреплениями.
3. Почему менеджеру по продажам вы платите 10% со сделки, а вашему клиенту – 30%. Я понимаю, что менеджер помимо оклада еще и мебель портит, аренду просиживает, воду из кулера пьет и с кондиционера охлажденный воздух дышит, в общем, обходится вам дороже. Но, простите, вы чего добиваетесь? Чтобы менеджер всех найденных клиентов кучками аккумулировал и вам как групповые заявки подавал? Вы этого добиваетесь? Сомневаюсь…
В свое время, когда заказчики стремились рассчитаться со мной за выполненные строительные работы собственной продукций, я легко соглашался. А потом шел в их отдел сбыта и за 5-10% от суммы сделки просил их менеджеров продать продукцию их же предприятия, которую отписали мне за выполненные работы. И отгадайте с 1-ой попытки, какую продукцию менеджеры продавали в 1-ую очередь ?
Крутые аналитики мне сейчас быстро возразят:
Отвечу по порядку:
1. Лояльность:
2. Служба безопасности:
3. Большие ЗП:
Если на большинство последних вопросов вы ответили утвердительно, то тогда, конечно же, это ваш выбор и ваше право (см. пост «Где искать правду?»). Но я лично за зеркальные отношения. Сторонние люди, или организации не должны получать большие гонорары от вас, чем ваши собственные внутренние службы:
1. Если вы готовы отдать посреднический процент за сделку, то лучше отдать его своим, чем чужим.
2. Если кто-то в обход своих должностных обязанностей принес компании дополнительную прибыль, он имеет право на часть «добычи».
3. Если вы организуете акцию для своих клиентов, то и на внутренних сотрудников она должна распространятся.
Как-то так
Яндекс.Лента
Google Reader
Обновления на почту
Альберт, вещи не очевидные и зачастую пропускаемые руководителями как должные. Осталось понять, как привить руководителям любого уровня научится правильно видеть свои задачи и не допускать подобных ошибок? Информировать или на примерах показывать?
Здравствуйте Юрий.
На самом деле мне сложно ответить на ваш вопрос, т.к. я не знаю ваших руководителей. А соответственно не могу в двух словах подсказать как менять их убеждения.
Также не знаю, кто их ставил, и какими критериями при этом руководствовался. Соответственно не могу судить на сколько их поведение неэффективно .
Если часто начинаешь экономить деньги организации( в обход методов которые стоят денег) причем по своей инициативе, начальниКА потом садиться на шею и мало того что не поощряет, дак еще это входит в норму жизни для него. Посоветуйте господа как намекнуть старшему по званию читать (почитывать хотя бы иногда Волосского )))))
пример-1: менеджер мог просто не знать, как это делать.
Примеры 2-3 – согласен: ерунда.
Как всегда в точку. Коротко и по делу.
Альберт! Вы, видимо, первый (и единственный) кто понимает, чем грозит компании плата «дяде с улицы». Во всех – я не оговорился, именно во всех – фирмах, где я работал, такая практика. «Дядя с улицы» имеет абсолютный приоритет, даже если он дороже, менее качественный и дольше по срокам. Совершенно не понятно почему.
И простые истины время от времени нужно напоминать. А чтобы старшие по званию обратили внимание на простые вещи – нужно самому занять это руководствующее место, пользуясь опытом из статей Альберта )))
Пример 4: менеджер по продажам нашел клиента, который готов купить большую партию товара. Он подходит к начальству и говорит, что снабженец на стороне клиента хочет откат, например, 100 тыс. руб. Начальство, анализируя цифры понимает, что сделка будет им в любом случае очень выгодна и соглашается заплатить откат. Деньги уходят на счет, который якобы принадлежит снабженцу.
Что происходит на самом деле?
Клиент не просил откат, он просто взял и купил все по запрашиваемой цене. Менеджер сыграл красивый спектакль и заработал лишние 100 тыс. руб, т.к счет «снабженца» был счетом его друга/родственника.
Вопрос. Кто виноват в этом случае и как эту ситуацию можно было не допустить? Жадный менеджер или руководство, которое платило небольшие комиссионные или еще кто-то? Быть может слово «лояльность» и преданность все равно что-то должны значить?
Здравствуйте Grin.
На самом деле есть способы недопущения подобной ситуации. Их несколько. Как-нибудь напишу отдельный пост .
Статья дельная, щас начальникам всяким разошлю.
Не понял про Пример №2. Почему так? Собственник как будто взял свою «премию» и положил обратно в оборот, для будущего развития. Не так?
У Альберта есть статья на эту тему – сколько откладывать , куда откладывать, и есть ли смысл откладывать.
(По-моему, что-то там про дележ апельсина).
Поищите на сайте, 100% есть.
P.S. Хочу заметить, что статья та очень полезна. В жизни при любом раскладе использовать обязательно всем и вся =)
Нашел =) https://commersclub.ru/blog/my-delili-apelsin.html
Макс привет.
Премия – это подкрепления, определенного поведения. Длительное отсутствие подкрепления сводит на нет дальнейшее желание повторения подобного поведения (см. бесплатный продукт).
Спасибо, Альберт! Очень познавательно и практично на деле.
«Клиент не просил откат, он просто взял и купил все по запрашиваемой цене. Менеджер сыграл красивый спектакль и заработал лишние 100 тыс. руб, т.к счет «снабженца» был счетом его друга/родственника. »
Менеджер долго не протянет имхо, да и другу достанется.
Откаты это же отдельная песня.
Не уверен что так просто на словах выбить 100 000 отката. Это сделка от 1 млн руб , а значит проходит по разным документам. И правильный, грамотный начальник определит этого посредника и разгадает замысел подчинённого ,а кому и так хорошо ,так у таких и подчинённые творят чего хотят. В каждом бизнесе своя схема отката и человек с улице будет выглядеть белой вороной. Как то так .)
Очень интересные у вас рассуждения! Могу вам сказать,что работа-»откат» началась с самых «верхов» и кому как не им быть ответственными за подобные схемы,которые вы описываете. На самом деле «откат» рабочего бизнесмена(производящего продукт,а не перепродающего вошек за кошек) – это вознаграждение за огромный труд,который бизнес не желает оплачивать из-за своего о себе высокого мнения,а государство не желает,потому,что человек без «излишеств» может задуматься,при создавшемся своем свободном времени ,почему он даже по капиталлистическим меркам пашет даже не как человек,а как лошадь и ему видете-ли
приходится выживать и кому нафиг ,в конце концов,это нужно! Наш умнейший народ и без свободного времени уже сумел во всем разобраться и делает ровно столько,сколько ему платят и не на грош больше! До сих пор ни государство ни бизнес ничего не сделали для своего народа! Государство смело,на законных основаниях, плюет ему в лицо,а бизнес заигрывает с ним о яко-бы большой,стабильной зарплате! Поэтому мое мнение:бизнес и государство сами доламывают свою игрушку-народ! Какие бы процессы не вводились,народ ,на данный момент верит только самому себе,увеличивая в своем сознании только свои «риски» и абсолютно не интересуясь чужими! Как друзья вы не садитесь,все в музыканты не годитесь! Может помните,откуда эти слова?!
[...] поощрять за подобные услуги своих сотрудников. (Ссылка на статью.) Суть сводится с следующей цитате: “Сторонние люди, [...]