Что лучше: 3 сегодня или 5 завтра?

24 мая 2011  | Альберт Волосский |  Рубрика: Маркетинг

или почему важно качество

Лучше предотвратить будущую ошибку, чем сожалеть о прошлом прегрешении.

Хун Цзычен

В предыдущем посте «Где искать качество?» я заикнулся о некоем анкетировании среди все тех же бизнесменов, которых я уже замучил предыдущими расспросами (см. статьи «В чем сила брат?» и «Что ценят бизнесмены»). И так как они опять ответили (хотя на этот раз и не все :-(  ), я выкладываю на ваш обзор их результаты.

Вопрос был простой: «Какую часть инвестиций они тратят на профилактику брака?».

При этом под профилактикой брака подразумевались следующие действия:

  1. Повышение квалификации персонала
  2. Расходы на контроль качества
  3. Издержки на покрытие или исправление брака
  4. Затраты на профилактические мероприятия
  5. Доля от общей прибыли

Результаты получились, на мой взгляд, интересными, хотя и усредненными   :-)

Показатель Доля рынка
≤1% ≤5% ≤5% ≤20% >20%
Обучение персонала 4% 10% 12% 15%
Затраты на контроль 5% 6% 7% 8%
Исправление брака 40% 34% 21% 15%
Профилактические меры 0% 1% 4% 7%
% от прибыли 82% 68% 43% 23%

*всем, кто участвовал в опросе, огромное спасибо за вашу открытость

Всего в опросе мне удалось получить ответы от 87 компаний из 100, но и на том спасибо. Понятно, что разброс более существенный, чем представлен в таблице, но общие тренды – устойчивы.

Первое, что бросается в глаза – так это львиная доля прибыли, съедаемая борьбой за качество (а по факту с браком) у мелких компаний; хотя объем затрат на борьбу с браком в %-ах от инвестиций у всех компаний примерно одинаковый (около 50%-ов).

Конечно, здесь дают погрешность такие факторы как:

  • объем заемных средств в общей массе инвестиций;
  • размер наценки для олигопольных компаний и рынков;
  • различия в учете и т.д.

Получается, что все компании тратят примерно одну и ту же долю средств, но в разные сегменты:

  • крупные в обучение персонала;
  • мелкие в исправление брака;

Самое время задуматься, что более дешевый персонал, в итоге обходится дороже (хотя об этом лучше отдельный пост накатать, потому как дорогой – это еще не синоним качеству ;-)

Второе, что меня сильно поразило, так это то, что мелкие компании практически не уделяют внимания профилактике брака, хотя объяснений этому может быть множество:

  • отсутствие опыта, и как следствие – видения, ведения данного бизнеса;
  • отсутствие смысла содержания специальной структуры для данных мероприятий;
  • ориентация на более короткие цели и т.д.

При этом уровень затрат на осуществление контроля был примерно одинаковым во всех компаниях, с небольшой тенденцией к росту в корреляции с размером бизнеса (хотя я более склонен это отнести на фактор раздувания штатов в крупных компаниях).

Ну, и наконец, не могу сказать, что обрадовало, но удивило точно, что брак есть во всех компаниях независимо от уровня развитости системы управления качеством на предприятии.

Еще раз хочу подчеркнуть, что приведенные в таблице данные сильно усредненные, и понятно, что попадались компании, сильно выбивающиеся из представленной картины, которые я естественно отбросил по всем правилам статистики.

После того как я получал ответы на мою анкету, я задавал всем компаниям один и тот же вопрос: «А не хотят ли они увеличить свои расходы на повышение качества?», и в 99%-ах случаев получил ответ – Нет.

С одной стороны это настораживает, и еще ближе меня подталкивает к написанию поста «о вымывании» качества (см. пост «Где искать качество?» и «Жизненный цикл товара»). Но с другой стороны становится очевидным, что погоня за качеством не всегда оправдана экономически (см. рис.1)

Рис.1 Расходы на качество

Реально затраты на исправление дефектов можно свести к нулю, и даже затраты на осуществление контроля оптимизировать (хотя в моем опросе зависимость обратная), но тогда затраты на предупредительные мероприятия будут стремиться к бесконечности.

А значит стремление к абсолютному качеству сведет на нет всю экономическую основу ведения бизнеса. Поэтому бизнесмены и не заинтересованы делать совершенные товары и услуги :-)  Но об этом как-нибудь в другой раз.

0
В Мой Мир


К записи 7 комментариев

Спасибо! Вот, что делает с нами рынок конкуренции. Начали думать о качестве продукции и об экологии.

Цитировать

Согласен.

Цитировать

Нужно не брак штамповать, а качественный товар на экспорт гнать, тогда и уважать Россию будут.

Цитировать

Покупатель вправе ожидать от производителя качественного товара по доступной цене.

Цитировать

А ещё если брак сразу не выявлен в гарантийный период, он приводит к поломке или повреждению продукции. В итоге надо покупать ещё раз! Экономика, ёпт!

Цитировать

Вывод, что «все компании тратят примерно одну и ту же долю средств» в борьбе за качество (судя по таблице), не верен.
Ваша таблица, Альберт, говорит (прям вопит!) о том, что компании, вкладывающиеся в предупреждение брака (обучение и контроль), экономят потом на борьбе с браком. И зависимость здесь геометрическая.
Может, поэтому экономящие на персонале находятся в аутсайдерах?

Цитировать

Здравствуйте Дамир.
Я извиняюсь, у меня там не корректно написано предложение. Имелось ввиду, что процент инвестиций, направляемый на борьбу за качество примерно одинаковый у всех компаний:
4% + 5% + 40% = 49%
10% + 6% + 34% + 1% = 51%
12% + 7% + 21% + 4% = 44%
15% + 8% + 15% + 7% = 45%

Цитировать

Оставить комментарий или два

© 2010-2011 Сибирская бизнес школа