или почему важно качество
Лучше предотвратить будущую ошибку, чем сожалеть о прошлом прегрешении.Хун Цзычен
В предыдущем посте «Где искать качество?» я заикнулся о некоем анкетировании среди все тех же бизнесменов, которых я уже замучил предыдущими расспросами (см. статьи «В чем сила брат?» и «Что ценят бизнесмены»). И так как они опять ответили (хотя на этот раз и не все ), я выкладываю на ваш обзор их результаты.
Вопрос был простой: «Какую часть инвестиций они тратят на профилактику брака?».
При этом под профилактикой брака подразумевались следующие действия:
Результаты получились, на мой взгляд, интересными, хотя и усредненными
Показатель | Доля рынка | |||
≤1% ≤5% | ≤5% ≤20% | >20% | ||
Обучение персонала | 4% | 10% | 12% | 15% |
Затраты на контроль | 5% | 6% | 7% | 8% |
Исправление брака | 40% | 34% | 21% | 15% |
Профилактические меры | 0% | 1% | 4% | 7% |
% от прибыли | 82% | 68% | 43% | 23% |
*всем, кто участвовал в опросе, огромное спасибо за вашу открытость
Всего в опросе мне удалось получить ответы от 87 компаний из 100, но и на том спасибо. Понятно, что разброс более существенный, чем представлен в таблице, но общие тренды – устойчивы.
Первое, что бросается в глаза – так это львиная доля прибыли, съедаемая борьбой за качество (а по факту с браком) у мелких компаний; хотя объем затрат на борьбу с браком в %-ах от инвестиций у всех компаний примерно одинаковый (около 50%-ов).
Конечно, здесь дают погрешность такие факторы как:
Получается, что все компании тратят примерно одну и ту же долю средств, но в разные сегменты:
Самое время задуматься, что более дешевый персонал, в итоге обходится дороже (хотя об этом лучше отдельный пост накатать, потому как дорогой – это еще не синоним качеству
Второе, что меня сильно поразило, так это то, что мелкие компании практически не уделяют внимания профилактике брака, хотя объяснений этому может быть множество:
При этом уровень затрат на осуществление контроля был примерно одинаковым во всех компаниях, с небольшой тенденцией к росту в корреляции с размером бизнеса (хотя я более склонен это отнести на фактор раздувания штатов в крупных компаниях).
Ну, и наконец, не могу сказать, что обрадовало, но удивило точно, что брак есть во всех компаниях независимо от уровня развитости системы управления качеством на предприятии.
Еще раз хочу подчеркнуть, что приведенные в таблице данные сильно усредненные, и понятно, что попадались компании, сильно выбивающиеся из представленной картины, которые я естественно отбросил по всем правилам статистики.
После того как я получал ответы на мою анкету, я задавал всем компаниям один и тот же вопрос: «А не хотят ли они увеличить свои расходы на повышение качества?», и в 99%-ах случаев получил ответ – Нет.
С одной стороны это настораживает, и еще ближе меня подталкивает к написанию поста «о вымывании» качества (см. пост «Где искать качество?» и «Жизненный цикл товара»). Но с другой стороны становится очевидным, что погоня за качеством не всегда оправдана экономически (см. рис.1)
Рис.1 Расходы на качество
Реально затраты на исправление дефектов можно свести к нулю, и даже затраты на осуществление контроля оптимизировать (хотя в моем опросе зависимость обратная), но тогда затраты на предупредительные мероприятия будут стремиться к бесконечности.
А значит стремление к абсолютному качеству сведет на нет всю экономическую основу ведения бизнеса. Поэтому бизнесмены и не заинтересованы делать совершенные товары и услуги Но об этом как-нибудь в другой раз.
Яндекс.Лента
Google Reader
Обновления на почту
Спасибо! Вот, что делает с нами рынок конкуренции. Начали думать о качестве продукции и об экологии.
Согласен.
Нужно не брак штамповать, а качественный товар на экспорт гнать, тогда и уважать Россию будут.
Покупатель вправе ожидать от производителя качественного товара по доступной цене.
А ещё если брак сразу не выявлен в гарантийный период, он приводит к поломке или повреждению продукции. В итоге надо покупать ещё раз! Экономика, ёпт!
Вывод, что «все компании тратят примерно одну и ту же долю средств» в борьбе за качество (судя по таблице), не верен.
Ваша таблица, Альберт, говорит (прям вопит!) о том, что компании, вкладывающиеся в предупреждение брака (обучение и контроль), экономят потом на борьбе с браком. И зависимость здесь геометрическая.
Может, поэтому экономящие на персонале находятся в аутсайдерах?
Здравствуйте Дамир.
Я извиняюсь, у меня там не корректно написано предложение. Имелось ввиду, что процент инвестиций, направляемый на борьбу за качество примерно одинаковый у всех компаний:
4% + 5% + 40% = 49%
10% + 6% + 34% + 1% = 51%
12% + 7% + 21% + 4% = 44%
15% + 8% + 15% + 7% = 45%