Ступеньки финансирования

6 марта 2012  | Альберт Волосский |  Рубрика: Финансы

или как вкладывать в проект

На пути к успеху не экономят.

Джек Траут «В поисках очевидного»

Сегодня не совсем обычный пост, так как usually я исхожу из пресубпозиции, что деньги на старте не нужны, а иногда и вообще вредны :-)  (см. пост «Деньги – это зло»).

А сегодня я хочу рассказать о том, когда и как их тратить расточительно. Да да, вы не ослышались, именно – расточительно. Более того, я буду вас убеждать, что нужно их тратить расточительно, даже не имея их. О, как!

Итак, при финансировании нового проекта (либо расширении старого) я придерживаюсь 3-х основных для себя стратегий.

1. Иди большими шагами.

Что это означает? Предположим, вы решили открыть торговую компанию по реализации чего-либо. И у вас каким-то чудом оказалось 100 тыс.руб. И вы начинаете рассуждать:

  • сниму небольшой офис (15 тыс.руб. в месяц);
  • найму одного менеджера (15 тыс.руб. в месяц);
  • куплю ему стол, компьютер, телефон и канцелярии (50 тыс.руб. разово);
  • отставлю 20-ку на непредвиденные расходы.

И предположим вам повезло:

  • менеджер не сбежал;
  • продажи пошли;
  • налоги особо не платим и т.д. (см. Табл.1).
Упрощенный бюджет расходов и доходов
Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расходы 80 *40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40
Доходы 5 20 30 35 38 40 42 44 45 47 49 50
Прибыль - 75 - 20 - 10 - 5 - 2 0 2 4 5 7 9 10
Итог - 75 - 95 - 105 - 110 - 112 - 112 - 110 - 106 - 101 - 94 - 85 - 75

*предполагается: аренда – 15 тыс.руб, ЗП – 15 тыс.руб., прочие расходы – 10 тыс.руб. (в первый месяц их нет)

И вроде бы все хорошо. Но если посмотреть на цифры повнимательнее, то у нас две проблемы:

  1. Проект окупится только через два года.
  2. У нас разрыв по cash-у с 3-го по 9-ый месяцы нашей хозяйственной деятельности.

И если у нас разрыв по cash-у нам все равно придется как-то выкручиваться, а если это так, то почему бы сразу не поступить по-другому. Давайте сразу наймем не 1-го, а 5 менеджеров. Да, понятно, много нюансов. Но если сделать допущения, что:

  • менеджеры будут примерно одинаковые по продуктивности;
  • емкость рынка позволяет иметь несколько продавцов.

Тогда картина получится более радужная (см. Табл.2).

Упрощенный бюджет расходов и доходов
Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расходы 350 *100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Доходы 25 100 150 175 190 200 210 220 225 235 245 250
Прибыль - 325 0 50 75 90 100 110 120 125 135 145 150
Итог - 325 - 325 - 275 - 200 - 110 - 10 100 220 345 480 625 775

*предполагается: офис в 2 раза больше – 30 тыс.руб, прочие расходы – 25 тыс.руб. (начиная с первого месяца)

В результате такого подхода:

  • проект окупается уже не за 2 года, а за пол;
  • да и годовая рентабельность уже поинтереснее  ;-)

Правда остается открытым вопрос: где взять недостающие 225 тыс.руб. Но по опыту боев могу сказать, что усилия по поиску 12 тыс. и 225 тыс. – примерно одинаковые. Да и вообще, как-нибудь напишу пост про то, как пережить разрыв по cash-у без денег. Способов – уйма. Правда  :-)

2. Когда не видишь перспективы – шагай по ступенькам.

Что я имею ввиду.

Это хорошо, как в предыдущем примере, предположили, что рынок безразмерный, менеджеры – стандартные, и вперед. В жизни все немного не так.

Поэтому, если вы не уверены, что рынок откликнется на ваше увеличение аналогичным образом, вы определяете «ступеньку» (размер денег, которые вы «просто готовы потерять одноразово»).

К примеру, взяли одного менеджера, посмотрели, что все хорошо, берем еще одного, и т.д. (см. Табл.3).

Упрощенный бюджет расходов и доходов
Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Расходы *80 40 x110 60 60 ж210 110 110 110 110 110 110
Доходы 5 20 35 55 68 85 120 144 157 167 174 181
Прибыль - 75
- 20 - 75 - 5 8 - 125 10 34 47 57 64 71
Итог - 75
- 95 - 170 - 175 - 167 - 292 - 282 - 248 - 201 - 144 - 80 - 9

*один менеджер, хдва менеджера, жчетыре менеджера.

Теперь окупаемость у нас уже год. Но зато мы не прыгаем в омут с головой. Определились с сумой, которую готовы потратить. Сделали «шаг», «осмотрелись», определили новую сумму – следующий «шаг». И так, как бы поднимаемся по ступенькам.

3. Будь готов потерять.

И это, наверное, самое главное. И к этому нужно быть готовым заранее, чтобы потом:

  • не сожалеть всю оставшуюся жизнь;
  • не вскрывать вены;
  • не искать виноватых и т.д.

Здесь также как в холодных звонках, работает математика больших чисел: на каждое 99-ое «нет», вы слышите 100-е «да».

Со временем пропорции становятся более интересными  :-)

Понравилась статья? - Обязательно поделись с друзьями:
0
В Мой Мир


К записи 25 комментариев

Черт… нихрена ж себе… Надо тщательно освоить инфу.

Ответить|
Цитировать

Про безразмерный рынок только не понял.
Отстутствие альтернативы/замены и постоянный спрос на годы вперед? Или же просто невозможность подсчитать, сколько рынок готов потребить этого продукта?

Ответить|
Цитировать

Под безразмерным рынком понимается, что емкость рынка бесконечно велика

Ответить|
Цитировать

Хорошая математика!) Альберт где ты был Раньше??

Ответить|
Цитировать

Как мне кажется смысл поста заключен все в том же, что в любом бизнесе:
1) чем больше вложишь, тем больше получишь;
2) семь раз подумай один раз сделай.

Ответить|
Цитировать

Полностью согласен.Не нужно бояться больших расходов,нужно бояться меньших доходов.

Ответить|
Цитировать

Вовремя и в тему!

Ответить|
Цитировать

проверка граватара

Ответить|
Цитировать

Альберт, а где же зарплата 5-ти менеджерам во второй таблице ?

Ответить|
Цитировать

100 тыс.руб. = 5 менедж. * 15 тыс.руб. + 30 тыс.руб. аренды + 25 тыс.руб. прочих расходов

Ответить|
Цитировать

Со смыслом поста полностью согласен.А вот таблицы не понял.Итог не корректен.Расходы не все учтены.Голая теория.А так согласен:Чем больше вложишь, тем меньший срок окупаемости и больший доход.Конечно, если с умом.Только не всегда понятно, как применить на практике.

Ответить|
Цитировать

Здравствуйте Андрей.
Вы абсолютно правы: цифры в таблице даны условно, много не учитывают, и слабо детализированы (да собственно, такой цели и не ставилось изначально). Я боялся перегрузить людей цифровой информацией и таким образом отвлечь их от главной мысли поста.
А практический смысл поста в той самой теории:
1. Планируйте будущие расходы не из имеющихся средств, а из потенциальных возможностей рынка.
2. Там где не знаете, или сомневаетесь, устанавливайте для себя максимальный порог сумм, на потерю (читай бездарную трату) который вы можете пойти.
3. Будьте готовы все потерять.
И тогда, ваша жизнь в мире бизнеса станет легче, более эффективной, и приносящей не только деньги, но и счастье в купе с удовольствием :) .

Ответить|
Цитировать

Что-то мне такой подход напоминает бизнес по-даосски. Я не бизнесмен,но бизнес – одно из не многого, чего я ещё не пробовал, по-этому могу и ошибиться с выводами.

Ответить|
Цитировать

Как-то вот прямо в точку посты выходят;)
Как мысль заклинилась, так тут подсказка появляется)

Альберт, разрывы по кэшу решаются только Бэндеровскими методами или неаферистские тоже быввают без займов в банке и у друзей?

Ответить|
Цитировать

Я же написал: методов куча :) . Даже пост пообещал отдельный выложить. Просто не все методы выдерживают проверку нашми принципами (экологией) ;)

Ответить|
Цитировать

А еще лучше, взять 500 000 (искать что 200, что 500 – одинаково), и запустить их в проект с рентабельностью не ниже 157%. Да, чуть не забыл, желательно чтобы полный оборот не превышал 18 дней. Тогда окупаемость будет около недели!!!

Ответить|
Цитировать

Наркторговля – не самый лучший бизнес…

Ответить|
Цитировать

с рентабельностью не ниже 157%

оборот не превышал 18 дней

Так судя по предлагаемым срокам тюрьма включена в планы;)

Ответить|
Цитировать

Я не аноним, я человек…

Ответить|
Цитировать

При очень больших «оборотах» в России в тюрьму не садят. Тем, кто много ворует прямая дорога во власть!!!
А по поводу высокой рентабельности – в ЭТОЙ стране существует множество «законных» способов извлечения сверхдоходов. Как пример – кредитование через почтовые отделения. Еще один пример – инфобизнес, при грошовых вложениях, тысячная прибыль. Издательский бизнес, реклама, БАДы… Ограничений не существует. Есть желание – строй финансовую пирамиду. Выгоднее всего, конечно, бороться с коррупцией. Там такие откаты и взятки… Обидно только что это бизнес «кастовый», чужих туда не подпускаят.

Ответить|
Цитировать

Кажецца вы высокую маржу с рентабельностью попутали.

Про миллиардные прибыли инфобизнеса аккуратней, админ спит сейчас, ни к чему ему икота посреди ночи.

Впрочем, вы и про остальные бизнесы опрометчиво сказанули.

Ответить|
Цитировать

«Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности(рассчитывается как отношение прибыли к активам, её формирующим).»
«Маржа это величина, выражающая разницу между двумя определенными показателями(по смыслу ближе к слову «маржа» стоят «разница», «прибыль»)»
Я не говорил о «миллиардных прибылях», я говорил о соотношении затрат и полученной выгоды.

Ответить|
Цитировать

Википедию совсем не обязательно цитировать, правда.
Откуда ты в курсе про уровень затрат в каждого из перечисленных тобой видах бизнеса – даже спрашивать не буду, чтобы стыдно тебе не стало :)

Ответить|
Цитировать

Про безразмерный рынок только не понял.
Отстутствие альтернативы/замены и постоянный спрос на годы вперед? Или же просто невозможность подсчитать, сколько рынок готов потребить этого продукта?

Здесь о том, что какое кол-во товара готов поглотить рынок на котором Вы работаете.На примере:
Вы нанимаете 1 менеджера продавать Боинги Вашему региону и он продает 2 боинга в пол года, т.к. 2 самолета. А если Вы нанимаете сразу 2 менеджера, то они продают те же 2 боинга в пол года, но платите з\п обоим. В итоге, затраты Выше, КПД такой же.

Ответить|
Цитировать

Интересная математика, по сути голая теория и объективно шансы на успех стремятся к нулю. Проще эти деньги отдать детям сиротам. Октрыл офис посадил 5 менеджеров – за месяц?? ну возможно только что это будут за менеджеры)).
Не открыл офис, проработал месяц сам – набил шишек, заработал на офис – открыл офис, посадил менеджера 1,2,3 5 в течении месяца. обучил еще месяц, далее таблица…
Вообще считаю что деньги на старт не нужны вообще. Есть 2 примера из собственного опыта.

Ответить|
Цитировать

Оставить комментарий или два

Комментарии публикуются в соответствии с правилами комментирования данного ресурса

© 2010-2012 Сибирская бизнес школа