5 популярных заблуждений

14 февраля 2012  | Альберт Волосский |  Рубрика: Переговоры/Продажи

или где теряются ваши продажи

Высказано не означает услышано,
Услышано не означает, что поняли,
Поняли, не означает, что согласны.
Согласны, не означает, что приняли.
Приняли, не означает, что претворили в жизнь.
Притворили в жизнь, не означает постоянства.

Конрад Лоренц

Что-то мне очень часто в последнее время приходится объяснять «прописные» истины различным «гуру» и «отцам основателям» различных отделов продаж, что я как-то подустал от этого. И решил облегчить себе задачу, написав пост на заданную тему, и в последующем всех отсылать к нему, а не разжевывать по 10 раз на дню.

Я не буду сейчас объяснять про воронку продаж и CTR (хотя в будущем, возможно, я по каждой из этих категорий напишу отдельный пост), и даже не буду говорить о том, чем отличается потенциальный клиент от реального, а возьму ситуацию, когда клиент согласился на все ваши условия и готов совершить сделку.

Вот здесь-то и кроется основной корень зла. Вам кажется (а возможно только вам не кажется, но большинству менеджеров точно кажется), что все, «дело в шляпе». И вы:

  • уже посчитали в рублях и копейках, сколько срубили на этом клиенте, и даже уже запланировали себе покупки;
  • радостно сообщили своему шефу, что поймали «крупную рыбу», и попросили себе прибавку к ЗП или повышение в должности;
  • сообщаете всем новым клиентам, что работаете с такой известной компанией как: …

Это 1-е заблуждение. Если вам на том конце провода, или на личной встречи сказали: «Ok, по рукам», это вовсе не означает, что сделка состоится. До подписания контракта, много чего может случиться:

  • через час после вас пришли новые, более шустрые, более интересные и перспективные, и ваше предложение было отклонено;
  • пришел генеральный директор, учредитель, акционер, или просто начальник начальника, и привел своих поставщиков;
  • пришли проектировщики, заказчики, инвесторы, и принесли совершенно другой конструктив и т.д.

Т.е., если вам пообещали заключить с вами сделку (даже, если сделали это радостно и искренне), это вовсе не означает, что она состоится. Рано делить шкуру не убитого медведя.

Но предположим, что вы искушенный в «боях» продажник, и помимо согласия умудрились получить подпись с печатью, на вашем договоре. Даже в этом случае, не нужно:

  • бежать в бухгалтерию, с целью подшить ваше «сокровище» в папку «Договора»;
  • обещать жене, что наконец-то купите ей норковое манто или ожерелье с брильянтами;
  • рассказывать всем своим сослуживцам о том, какой вы крутой «перец».

Это 2-е заблуждение. Если вам подписали контракт, это вовсе не означает, что сделка произойдет в действующей реальности. Почему? Да потому, что:

  • договор – это бумага, а не безусловное обязательство под страхом смертной казни;
  • штрафные санкции в вашем договоре могут оказаться меньше, чем выгода от того, чтобы сотрудничать с другой компанией;
  • деньги на ваши замечательные товары компания может изыскать не раньше 3000-го года и т.д.

Если вы подписали договор, денег по нему может не прийти даже тогда, когда вы соберетесь на пенсию. Именно поэтому особо рьяные менеджеры каждое утро «терроризируют» бухгалтерию на тему «приходов».

Но вот предположим, что вам второй раз повезло, и вы в один из прекрасных дней увидели деньги на своем расчетном счету от долгожданного клиента. Казалось бы, вот оно долгожданное счастье, и срочно нужно:

  • звонить конкурентам с целью рассказать о том, какие они неудачники и лузеры;
  • бежать за бутылкой коньяка и банкой икры, чтобы отблагодарить «новоиспечённого» клиента;
  • теребить финансовый отдел, чтобы они готовили откат для клиента по данной сделке и т.д.

Это ваше 3-е заблуждение. Если по указанной сделке прошла оплата, это не означает, что сделка состоится:

  • клиент может передумать, и потребовать деньги обратно, как ошибочно перечисленные;
  • товар, который вы указали, уже отгрузили ваши comrades своим клиентам, не поставив вас в известность, а новую партию товара завезут через год;
  • завод изготовитель поднял отпускные цены, и вы по данному договору, в случае поставки, окажетесь в убытках и т.д.

Как бы это печально для вас не звучало, но если вам оплатили товар по договору, вовсе не означает, что данная сделка будет исполнена.

Но предположим, что вам несказанно повезло, и ничего вышеуказанного не произошло, и отгрузка радостно пошла. Казалось бы, самое время:

  • начать уделять время другим «перспективным» клиентам;
  • взять пару дней отпуска, т.к. вы уже выполнили план на этот месяц;
  • начать писать благодарственное письмо лояльному клиенту.

И это уже 4-е заблуждение:

  • клиенту может не понравиться ваш товар после получения, и он вернет его обратно, потребовав свои деньги назад;
  • подрядчики самостоятельно закупили необходимый вашему покупателю материал и уже используют его на строительно площадке;
  • он может взять не всю партию, т.к. она ему изначально была не нужна, и он просто вытаскивал с вас скидки и т.д.

Именно поэтому большинство опытных продажников сопровождают свои сделки до последнего момента приемки отгруженного товара.

Но давайте создадим совсем радужную атмосферу и скажем, что ничего такого омрачающего ваш быт не было. И вы с радостью кидаетесь:

  • искать горящую путевку на Канары;
  • раскручивать данного клиента на тему новых потребностей;
  • докладывать руководству о взятии нового уровня продаж…

И тогда это может стать 5-м заблуждением. Если клиент взял у вас один раз товар, вовсе не означает, что он остался доволен и будет с вами сотрудничать и дальше. И причин для этого может быть масса:

  • клиент получил товар с недостачей (возможно только на бумаге), остался недоволен, но вам не стал говорить;
  • его сотрудники оказались слишком «неграмотны», чтобы использовать в своей работе ваши товары, и вам он в этом никогда не признается;
  • он понял, что для достижения своей цели, вы им манипулировали, и затаил личную обиду и т.д.

К чему я все это?

Да к тому, что расслабляться продажнику нельзя никогда. Он каждый день как на поле битвы, и важен каждый нюанс, каждое изменение в расстановке.

И никогда нельзя говорить, что он выиграл битву, пока «война не закончится». А это может случиться, только в случае, когда он оставит эту работу  :-)

Понравилась статья? - Обязательно поделись с друзьями:
0
В Мой Мир


К записи 13 комментариев

Было бы еще кайфово почитать про типичные залипухи и отмазки продажников: «у нас очень дорого», «рынок занят», «наше говно никому не нужно» и т.д.

Ответить|
Цитировать

Будет Витя, будет ;)
Сильно поможете, если накидаете такие «стандартные» залипухи на наш корпоративный ящик.

Ответить|
Цитировать

«у нас очень дорого», «рынок занят», «наше говно никому не нужно»

тоже хочу послушать

Ответить|
Цитировать

Да, все действительно так и есть :) И даже я со своим небольшим стажем в бизнесе – не один раз сталкивался с каждым из «заблуждений». Особенно с 1-ым.

Ответить|
Цитировать

Читал с улыбкой и вспоминал как сам наступал на все перечисленные грабли ;) хороший опыт, хотя пока не прочувствуеш не поймеш тех разочарований.

Был у меня (весёлый) случай на работе Занимался продажами перил и Ген.Директор пытался сам контролироавть сделки типа ты ищи клиента а я буду заключать договора, в общем Ситуация получилась интересной я пообщался с перспективным клиентом обсудили цену и сроки осталось приехать показать образцы снять замеры и ударить по рукам, клиент озвучил желаемую цену за погонный метр изделия на 100 гривен меньше от той что была, я как и просило руководство передал дело дальше со всей имеющейся информацией, в общем приехал Ген. Директор к клиенту и залу…ил цену ещё больше от той что была, итог переговоров моего Г… Директора послали на х… после чего он пытался отыграться на мне что у него не получилось, я так и непонял зачем он ехал на встречу если изначально не хотел уступать в цене?

Ответить|
Цитировать

Если следовать вышеизложенным «советам», бизнесом заниматься не стоит. Большинство проблем возникает когда ваш контрагент, наслушавшись подобных рекомендаций, уверует в то, что «договор – это бумага».
С такими установками надо не бизнесом заниматься, а в рулетку играть.

Ответить|
Цитировать

Здравствуйте Александр
Суть «вышеизложенных советов» не в том, чтобы не заниматься бизнесом, а в том, чтобы, как говориться в одном из анекдотов: не расслабляться раньше времени, а то «получится не так как вы думали…» ;) . Что сделку нельзя бросать на пол пути, а нужно доводить до логического завершения. Чего, к сожалению, многие менеджеры по продажам не делают :( .
Что же касается того является ли договор бумагой. Я лично считаю, что иногда простое обещание (читай намерение) выполнить условия договоренности лучше любой юридической бумаги. И если бы вы были бы правы, и договор действительно являлся гарантией сделки, тогда не было бы вообще арбитражных судов, а это далеко не так… Но это лишь мое мнение, и мне искренне приятно, что еще есть люди, для которых договор – это безусловные обязательство. С такими хочется работать ;) .

Ответить|
Цитировать

Один мой знакомый банкир говорил: «На словах только в любви признаются…» Если Ваш партнер порядочный – договор изложенный на бумаге позволит избежать недоразумений, если не порядочный – это не партнер, а мошенник. Но самое страшное в этой стране, это то, что здесь ЗАКОН является предметом торга.

Ответить|
Цитировать

Кто-то из классиков говорил вроде: «Ничто не укрепляет веру в людей так же, как предоплата».

Хотя и она не гарант…

Ответить|
Цитировать

Один из печальных сценариев, когда убедительный, но не учевший все вышеперечисленные заблуждения менеджер – за конторские деньги заказывает по предоплате товар на склад под клиента, который как раз клялся этому менеджеру выкупить его при первом же поступлении.
Далее стандартный сценарий – клиент в отказ, товар (как редкая неходовая позиция) висит год.

Ответить|
Цитировать

ок, согласна. Благодарю.

Ответить|
Цитировать

Сегодня как раз человек попался на третьем пункте. Уже и утвердили и предоплату ему внесли, но буквально на следующий день после проплаты появилась конкурентная контора, девочка менеджер за один звонок пятиминутный собрала ВСЮ информацию, быстренько всё посчитала, по полочкам разложила.
Я вообще без раздумий сменил исполнителя, потому как мне быстро, четко и конкретно решили мой вопрос.

В итоге кинули заявку на возврат предполаты предыдущей незадачливой и нерасторопной конторе.

Хочется отдельно сказать про здешний сервис и продажников. Приходится в прямом смысле пинать в жопу, бегать за ними и уговаривать, чтобы они соизволили продать мне услугу или продукт своей компании. 9 из 10 – именно такие. Продают – как одолжение делают.
Сидят ленивые гоблины за полтос в месяц и кофе попивают.
Я некоторым порекомендовал в сибирь скататься, чтобы с них за 12т.р. в месяц за каждое движение, каждый чих проплачаенного рабочего часа – три шкуры спустили. Чтобы каждый заработанный рубль кровью своей выстрадали. Встретил в их глазах глубокий ужас и непонимание.

Ответить|
Цитировать

Был и у меня случай… Как только клиент говорит что его устраивает цена и он будет брать, все…начинается эйфория преждевременная, и в голове ставишь галочку как «дело сделано». При этом назвать себя не опытной не могу, т.к в продажах давно… наверное от излишней самоуверенности такое случается. Клиент спрашивает документы разрешающие на продукцию, я ему все предоставляю абсолютно не глядя туда. И вот начинается монтаж и обнаруживается не весь товар прописан в эту документацию, потом проблемы с монтажом, завод изготовитель не хочет идти на встречу менять или еще что-то, нервы на пределе, но вопрос решается слава богу с большими усилиями, хотя в этой сделке уже все получили зп, все получили свои проценты и речь о возврате это все равно что из кармана вытащить и отдать обратно 30 тысяч (условно). я хочу сказать что даже имея опыт все равно сталкиваешься с этим каждый день, и надо быть предельно внимательными, чтобы потом не разгребать последствия.

Ответить|
Цитировать

Оставить комментарий или два

Комментарии публикуются в соответствии с правилами комментирования данного ресурса

© 2010-2012 Сибирская бизнес школа