Три черты российского предпринимательства

13 апреля 2010  | Альберт Волосский |  Рубрика: На подумать...
или кому на Руси жить хорошо
«Наши намерения для нас гораздо яснее наших действий, и это ведет к большим недоразумениям в общении с другими людьми, ведь для них наши действия гораздо яснее наших намерений.»

Эрнст Ф.Шумахер

Последние года полтора с экрана телевизоров высокопоставленные чиновники не устают вещать о том, как важно развивать дух предпринимательства у нас в России. За кадром, конечно, остается вопрос как они себе это представляют в условиях:

  • доминирования государственного сектора экономики;
  • все большего ограничения гражданских свобод;
  • сложнейших климатических условий и т.д.

Но это уже вопросы макроэкономики и политики. До первой мы сегодня подниматься не будем, а последнюю, я, и вовсе, надеюсь никогда не встретить на своем блоге.

И хотелось бы поговорить именно о российском предпринимателе, а не пришедшем к нам из Урумчей или со страниц Virgin Books. И мы не будем делать половых или возрастных различий, а поговорим о духе предпринимательства вообще.

На эту тему написано немало книг такими известными авторами как Л.И.Абалкин, А.И.Агеев, даже Гумилевым. Но мы сегодня отойдем от широты русской души и попытаемся вскрыть всю правду российских корней предпринимательства, какой бы горькой она не оказалась.

Уже на заре 19 века видные экономисты выделяли среди российских деловых кругов такие черты как: спонтанность, общинность и соборность. Они действовали импульсивно, все сразу, а потом замаливали грехи.

С тех пор мало что изменилось (Табл.1).

Черты российского предпринимательства
Исторические Спонтанность Общинность Соборность
Проявляется надеемся на авось любим петь хором ищем покровителей
Влияет на склонность к риску число совладельцев количество взяток

Таблица 1

Спонтанность постепенно переросла в склонность к риску. Во всем мире российские предприниматели славятся тем, что готовы, как в омут с головой, пускаться в самые авантюрные проекты. Соборность превратилась в навязчивую идею все купить, от всех откупиться. У нас даже термин такой есть наравне с лизингом и факторингом – «откатинг», знакомы с таким?

А общинность не позволила получить широкое распространение акционерным обществам и семейным предприятиям, в угоду разноплановым союзам чиновников, силовиков и бизнесменов. Классики свободного предпринимательства и борцы против монополий призывают бороться со сращиванием финансового и промышленного капитала, а на самом деле самое время переживать не за рассвет ФПГ (Финансово-промышленных групп) а за образование ЧБС (Чиновнико-Бизнес Союзы).

Но мы не об этом, а об особенностях российского предпринимательства. Нас часто пытаются склонить к западному или восточному пути развития. Ставят в пример Китай и Германию. Но я принадлежу к той горстке отщепенцев, которые говорят о неком срединном пути, и о собственной судьбе у России.

Попытаюсь немного развить эту тему и обосновать свою точку зрения. Для начала давайте выделим основные особенности немецкого и китайского рынков (Табл.2).

Различие рынков
Немецкий Китайский
  1. Доступность кредита (5% годовых)
  2. Уровень жизни (люди готовы по-купать)
  3. Аппетиты (родители привили)
  1. Мощнейшая мотивация («от» и «к»)
  2. Численность населения (крупные города)
  3. Природные богатства (1-е в мире)

Таблица 2

И чем из этого мы можем похвастать? С какого рынка начать? Да, хоть с немецкого. Когда у нас будут такие процентные ставки? А вы вообще знаете что уровень процентной ставки говорит о том, насколько сильна конкуренция за деньги и какой процент предпринимателей скорее всего разориться к концу года?

На самом деле это тема для отдельной статьи, и я когда-нибудь обязательно ее напишу.

Уровень жизни европейских стран я думаю нам еще долго не видеть, да и воспитание наших потребностей будет сильно отличаться.

Китайцы… Боюсь, завидую и благоговею. Вспоминается одни разговор в Южном Китае:
- А вы, из какого города будете? – спрашивают китайцы.
- Из Новосибирска.
- А что это за населенный пункт, – уточняют они.
- Да, это не просто пункт, как вы выразились, а 3-й город по численности населения в России.
- А сколько там человек проживает, – на всякий случай уточняют они.
- 1,5 миллиона (с гордостью).
- Бедненькие, как вы в таком маленьком городе бизнес-то делаете (с не-скрываемым сочувствием).

Да их много, и нам их, с нашей производительностью уже не догнать. Сказки о том, что мы самая богатая страна по природным богатствам сильно преувеличена. По некоторым источникам мы уступаем не только США и Китаю, но и Канаде, Бразилии и Австралии. Хотя обилие природных ресурсов оставляет свой отпечаток на пути развития предпринимательства в России. Но это уже тема другого блога.

Вернемся к загадочной русской душе. Достаточно вспомнить сказки, на которых нас взрастили. У русских: Лежал Ваня на печи и прознал, что у соседа есть «золотой петушок» и решил его выкрасть. А у буржуев: Жила добрая и порядочная Золушка, много трудилась, и бог решил ее вознаградить.

Спросите у любого начинающего предпринимателя: где он собирается взять стартовый капитал?

Если это будет российский предприниматель, большинство из них промолчит, но большинство из них подумает:

  1. Легче всего – Своровать в организации (если нужно немного денег на ма-ленький проект).
  2. А лучше – Украсть у государства (если нужно много денег на солидное предприятие).

В случае с европейским предпринимателем ответы будут отличаться:

  1. Откладывать с зарплаты (на небольшое кафе).
  2. Воспользоваться наследством родителей (для открытия сети магазинов).

Интересно отметить, что китайские бизнесмены в обеих случаях скажут, что деньги не нужны. Для небольшой «темы» им достаточно собственной головы и пары ног. А на большие свершения им государство может создать необходимые условия.

При этом русская особенность распространяется не только на предпринимателей, а на стиль нашей жизни и мышления. Своровать легче и быстрее, чем заработать. Поэтому и тюрьмы, переполненные потенциальными предпринимателями склонными к спонтанности, общности и соборности…

На самом деле это не единственно возможный сценарий развития событий. В наших с вами силах это изменить. И благо на это есть предпосылки! Есть так сказать, «лучище» солнца среди «дряблых» туч!

Понравилась статья? - Обязательно поделись с друзьями:
0
В Мой Мир


К записи 5 комментариев

Все замечательно :-) теперь о том как перейти от теории к практике. У нас в государстве по моему опыту нет проблемы в ЧБС, у нас проблема в ОПГ(организованная преступная группировка) и в ОПС(организованное преступное сообщество) на базе государства. ОПС и ОПГ включают (в рамках нашего города) ОБЭП, ОРБ, ФСБ, СУ ГУВД, прокуратур всех уровней по линии силового блока, судей всех уровней и направлений, и тд. А другая часть населения, не входящая в эти ОПГ и ОПС борется с ними, создавая агентурные сети, внедряя в эти структуры своих сотрудников. И это только часть айсберга. Проблема жулья, ментов и чиновников в одном – им нужны дойные коровы. У них есть простой термин – «раздоить коммерса». Так вот им нужны мв, простые предприниматели. Я свой первый капитал заработал на том, что сделал вексельную программу для ОАО «Новосибхимфарм» и ОАО «Новосибирский завод медпрепаратов». Своровать, к счастью, не хотелось. Спасибо Куценко и Волосскому- научили как головой можно заработать. Так вот – я дос сих пор в удивленьи – как мне удается выживать без ставки по кредитам в 5% и тд. У России действительно свой путь .

Ответить|
Цитировать

Что хотел автор этой статьи?Анализа проблематики нет,т.к. всё начинается с правильно определённого интереса( в предпринимательстве для всех стран мира это 6 пунктов).»Поплакаться в жилетку»- это непрфессионально. Так , что хотел автор? Константин Поляков- эксперт по вопросам хозяйствования.

Ответить|
Цитировать

Уважаемый Константин Поляков, к сожалению или к счастью, это не научная статья, а пост из блога. Поэтому анализа проблематики вы здесь не найдете в силу:
- отсутствия таких целей;
- небольшого размера текста;
- публицистичности изложения.

Что хотел автор? Высказать 3 мысли:
1.Не нужно равняться на китайский или европейский рынок при:
- построении менеджмента бизнеса;
- поиске новых ниш для бизнеса;
- выработки политики регулирования бизнеса;
Хотя конечно стоит на них смотреть и по возможности все интересное и полезное «примерять» :) .
2.Показать людям намеревающимся войти в бизнес, что есть особенности людей идущих в бизнес:
- склонность к риску;
- склонность к большому количеству партнеров;
- желание все «подмазать».
И работы, разделяющие подобную точку зрения вы можете найти не только у А.И.Агеева и Л.И.Абалкина, (указанных выше в статье) но и в работах В.П.Позднякова, Н.Горина, Ю.Ольсевич и т.д.
3.Провести параллель между желанием быстрой наживы и русским фольклором, дабы сказать, что:
- в происходящем не нужно искать виноватых;
- выбор пути всегда за идущим ;) ;
- но и на государство не стоит сильно рассчитывать;

Мне конечно интересно, где вы сумели увидеть «слезы в жилетку». Хотя более бы полезным для других читателей блога было бы изложение этих «6 пунктов», которые возможно кому-нибудь смогли бы помочь.

Ответить|
Цитировать

Сочетание теории и практики дает ясное видение прблемы .а также пути решения .Парадигма однако .Так держать!

Ответить|
Цитировать

Да уж настолько разный менталитет у нас с европейскими бизнесменами – это как у Задорнова – «наш человек долго соображает, где бы украсть, но быстро соображает как это сделать». Вот так и живут большинство – если миллион долларов за месяц не заработаю, то и начинать не стоит!

Ответить|
Цитировать

Оставить комментарий или два

Комментарии публикуются в соответствии с правилами комментирования данного ресурса

© 2010-2012 Сибирская бизнес школа