Эффективность управления

7 декабря 2010  | Альберт Волосский |  Рубрика: Касты

or do you love pen-pushers?

- Многие из ныне живущих заслуживают смерти, а многие из умерших – жизни. – сказал Гэндальф. – Ты можешь вернуть ее им? То-то же. Тогда не спеши осуждать и на смерть.…

Дж.Р.Р. Толкин «Властелин Колец»

Вышел  с  очередного  заседания  в  областной  администрации,  а  как-то  меня  очередная  волна  тоски  одолела.  Я  бы  даже  сказал  волна  ненависти  к  чиновникам.  Они  вообще  когда-нибудь  задумывались:  почему  их  ППР-цами  зовут?  Да  потому  что:  Пришли,  Поговорили  и  Разошлись,  ни  результатов,  ни  действий,  ни  ответственности.  Какая  тут  к  черту  эффективность…

Но,  немного  остыв  и  поразмыслив,  я  пришел  к  выводу,  что  они,  в  общем-то,  не  виноваты  в  этом.  Нет,  я  серьезно.  Но  вот  подумайте  сами:  кто  идет  в  чиновники:

  • люди,  которые  хотят  поживиться  на  государственных  харчах;
  • дети  и  просто  хорошие  знакомые  больших  «шишек»;
  • возможно  люди,  которые  действительно  родину  любят;
  • люди,  которые  хотят  поменять  действующую  систему  и  верят,  что  это  возможно;

С  последними,  как  правило,  все  очень  печально:

  • либо  они  становятся  как  все  в  этой  системе;
  • либо  система  их  выживает;

Помните  мой  пост:  «Почему  люди  ходят  на  работу?».  Я  там  выделял  две  категории  граждан:

  1. С  достижительной  мотивацией
  2. С  избегательной  мотивацией

Очень  немногим  удается  что-то  действительно  поменять,  но  это  уже  тема  про  революцию,  а  мы  сегодня  не  об  этом.

Так  вот,  большинство  людей  идущих  работать  в  государственные  органы  -  с  избегательной  мотивацией.  Не  верите?  Докажу  в  два  счета.

Менеджер,  который  уверен  в  своих  силах,  знает  чего  он  хочет,  и  какую  пользу  он  способен  причинить  вашей  организации,  всегда  хочет  работать  с  выработки:  чем  лучше  результаты  работы  -  тем  выше  ЗП.  Потому  что  у  него  достижительная  мотивация.  Именно  такие  люди  уходят  из  компаний,  в  которых:

  • нет  четкой  привязки  оплаты  труда  к  результатам  труда;
  • есть  потолок  по  ЗП;
  • нет  индивидуализации  и  %-ой  части  в  ЗП;

А  если  менеджер  приходит  к  вам  и:

  • просит  высокий  оклад,  и  ему  не  интересны  %-ты;
  • пытается  не  фиксировать  жестких  критериев  на  испытательном  сроке;
  • спрашивает  о  хорошем  социальном  пакете  и  компенсациях  за  транспорт  и  связь;

Будьте  уверены,  он  не  собирается  «копытить»,  ему  нужно  отсидеться  в  теплом  месте,  т.к.  у  него  избегательная  мотивация  к  труду.

Теперь  вернемся  к  чиновникам.  Вы  у  них  видели  когда-нибудь  сдельную  оплату  труда?  Не-а.  Поэтому  и  большинство  «больших  людей»  стараются пристроить  своих  чад,  либо  чад  своих  хороших  знакомых  в  государственные  служащие:  чтобы  гарантированно  получать  оклад,  независимо  от  результатов  нанесенной  ими  пользы.

Более  того,  на  заре  своей  молодости  я  сам  работал  в  областной  администрации  в  бюджетном  отделе  Управления  Финансов  и  Налоговой  Политики  Области.  Работать  я  любил  и  умел,  но  меня  всегда  возмущали  принципы:

  • кто  везет,  того  и  грузят;
  • чем  быстрее  ты  разгребешь  эту  кучу,  тем  быстрее  получишь  следующую;
  • получаем  не  с  выработки,  а  за  категорию.

Меня  хватило  на  пол  года,  и  я  подался  в  бизнес,  потому  что  тупеешь  на  этой  войне.  Если  у  тебя  немного  мозга  есть,  ты  быстро  понимаешь,  что  хорошо  ли  ты  работаешь,  плохо  ли,  ЗП  от  этого  не  меняется.  Так  зачем  выкладываться,  если  вместо  похвалы  получишь  еще  большую  нагрузку.  А  понимание  этого,  быстро  расхолаживает.

Более  того,  преподавая  в  ВУЗе  на  кафедре  «Финансы»,  я  тоже  наблюдал  такую  картину,  что  студенты  поумнее  устраивались  в:

  • аудиторские  фирмы;
  • банки;
  • финансовые  компании;

А  те,  кого  туда  не  брали,  шли  в:

  • налоговую;
  • казначейство;
  • мэрию;

К  тому  же,  если  вернуться  к  моему  последнему  посту  «Ближнее  окружение»,  то  можно  вспомнить,  что  люди  с  избегательной  мотивацией  бывают  двух  типов:

  1. Себя-ориентированные.
  2. Клиенто-ориентированные.

Так  и  получаются,  приходя  в  гос.органы,  те  кто  недалекие  по  своей  натуре,  остаются  на  низовых  должностях,  так  как  не  украсть,  ни  покараулить  не  могут.  Те  же,  кто  более  умные  и  конструктивные,  идут  вверх  и  с  головой  пускаются  в  омут  взяток  и  личных  выгод.

Хуже  того,  уволить  таких  людей  практически  не  реально:

  • большинство  из  них  состоит  в  кадровом  резерве,  так  как  никому  более  это  работа  не  вызывает  рьяного  интереса,  и  поэтому  имеют  приоритетное  право  в  случае  проведения  конкурса  на  их  вакансию;
  • у  многих  из  них,  есть  «махнатая  лапа»,  которая  всегда  прикроет,  в  случае  желания  кого  посмышленее  от  них  избавиться;
  • многие  из  них  социально  не  защищенные  граждане,  и  не  могут  быть  уволены  физически.

Но  я  сейчас  не  об  этом.  Я  же  их  защищать  собирался  ;)

Что  получается?  Большинство  людей  в  государственных  органах  с  избегательной  мотивацией.  Те,  кто  поумнее  поднимаются  по  карьерной  лестнице,  но  большинство  исполнителей,  которые  должны  предварять  в  жизнь  намеченное,  не  в  состоянии  этого  делать,  поэтому  и  нет  результатов.  И  не  фиг  их  ждать.  Более  того,  я  так  понимаю,  даже  разработка  нормативной  базы:  различных  законодательных  актов,  регламентов  выполнения  работ,  официальные  ответы  на  обращения  граждан  и  т.д.;  делаются  руками  низового  персонала  (качество  которого,  как  мы  уже  определили,  оставляет  желать  лучшего),  а  их  начальники  только  визирует  составленные  ими  документы,  а  не  участвуют  в  разработке.  А  в  силу  их  загруженности  различными  селекторными,  совещаниями  и  решениями  личных  проблем,  есть  подозрение,  что  они  визируют  даже  не  читая  того,  что  визируют,  в  надежде  на  то,  что  впоследствии  смогут  спросить  с  исполнителей.

Получается,  что  зря  я  переживаю.  Потому  как  пока:

  • не  будут  появляться  люди  с  достижительной  мотивацией  во  власти;
  • не  будет  привязки  ЗП  к  результатам  труда  (хотя  бы  КТУ  или  оценка  гражданами);
  • не  будут  наиболее  квалифицированные  кадры  участвовать  в  разработки  «бизнес-процессов»;
  • не  перестанут  все  кому  не  лень  «пристраивать»  своих  нерадивых  родственничков  и  приятелей;
  • не  будет  упрощена  процедура  увольнения  «балласта»;

расстраиваться  по  неэффективности  их  работы  просто  глупо  и  бессмысленно…

0
В Мой Мир


К записи 12 комментариев

Уважаемый автор! А ты сам-то что сделал…

Цитировать

Сказал ЖЫРНЫМ ТЕКСТОМ, Андрей Павловский..

Цитировать

Андрюха, дружище, посмотри видеоролик на титульной странице сайта.

А еще, лпр, кто принимают решения по кадровому вопросу во властных структурах все постоянно согласовывают и руководствуются не интересами дела (эффективности своей зоны отвтетсвенности), а с тем, чтобы не нарушить обязательств, которые даны при вхождении во власть или при формировании бюджетов избирательной кампании. Все сводится к клановости, кумовству и личной преданности. Все не так бы и плохо, но у меня нет ни одного, ни другого, и третье никак не доказать.. :)

скованы по рукам и ногам обязательствами, исходя из:

Цитировать

Андрей Павловский, уверяю, что Альберт Волосский достиг тех результатов, которыми может и похвалиться.

Цитировать

Все сказано неплохо, даже, наверное, все очень правильно, но что дальше то? вот вопрос. И еще, «предварять в жизнь»… м-да, как-то не очень, может быть лучше все же «претворять в жизнь», хоть речь и о чиновниках, которых все нормальные люди любят как собака палку, а солдат – вошь.

Цитировать

полностью соглашусь с автором, делюсь последним способом борьбы с этими вечными товарищами – чтобы чего-то добится иногда помогает фраза – если вы не можете решить, то фамилию того, кто может – результат этой фразы таков: либо все разбегаются как тараканы, либо чиновник с остервенением на лице начинает выполнять свои обязанности, боясь взбучки от начальства, кот придется делать работу за него (часто сопровождается оскорблениями в ваш адрес), либо вас действительно посылают далее по кабинетам (это любимое), либо вы встречаете того самого клиенто-ориентированного, кот вам реально помогает

Цитировать

Согласна со всем изложенным.
Сама работала в госструктуре на начальном этапе карьеры. Чем лучше работаешь – тем больше на тебя свесят, но на зарплате это никак не отражается. Поначалу я просто радела за службу, мол, если не я – то кто. А потом подумала – а что мне, больше всех надо? Зачем мне это, если результаты моего труда ценят таким образом, что заставляют брать на себя все больше и больше, не повышая ни должность, ни заработок?
Что же я делала? А я делала вид, что тоже вожусь с делами до вечера, хотя успевала все дела рассмотреть еще до обеда. Стало ли от этого лучше самой госструктуре? Нет. Начальству? Нет. Заявителям-клиентам? Нет. Мне? А я стала искать работу в коммерческой организации и скоро уволилась.
А ведь я действительно «болела за дело», хотела работать в этой организации и работала хорошо и быстро.
Заметила, что и многие хорошие сотрудники уходят с госслужбы по этим же причинам.

Цитировать

А чего так раздраженно?
Согласна, нам не всегда и не вполне понятно чего они там такое делают. И если Вам лично их деятельность не приносит пользы, согласитесь, это не повод брызгать слюной. Извините за резкость и прямоту, но в процессе чтения этой статьи промелькнуло в голове несколько фраз: «Опять эта бухгалтерия чай пьет…», «Каждая кухарка может управлять государством…», «Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак…». Ну и так, еще по мелочи.
Можно ведь лягушку препарировать «Фу, какая противная», а можно «Лягушки – часть экосистемы и без них нас съедят комары.»
Заметьте, я не защищаю некомпетентность и трусость в принятии решений. Просто каждый должен выполнять определенные функции. И не всегда эти функции сопряжены с принятием решений, а скорость в решении каких-либо проблем и задач не всегда признак качества и профессионализма.
История неоднократно показывала на примеры весьма скоростной и решительной ломки дров.
А Вы Альберт, как принимаете решения – быстро или на основании достаточной информации. Это к слову о «ППР»
Ну и давать какие-либо оценки персоналиям в вопросах – кто идет на госслужбу и по каким причинам, тоже можно поаккуратнее.

Я НЕ ЧИНОВНИК и тоже не очень люблю систему.

Цитировать

Уважаемая Тося.
Возможно моя статья была написана в формате неспособном донести простые мысли, а именно:
1.В систему гос. управления идут люди, которые не могут устроиться на работу на «рыночных условиях».
2.Система стимуляции труда там выстроена таким образом, что не способствует задержанию наиболее талантливых и одаренных.
3.Наиболее важные документы составляют низовые сотрудники с низкой квалификацией.
4.Мы (в том числе и я) не осознавая выше изложенного, выдвигаем к ним повышенные ожидания.
5.Нужно принять реальность и перестать на них сетовать.
Как-то так.
У меня не было задачи выяснить: чем они там занимаются, или на дай бог выдвинуть обвинение, что они там бездельничают. Отнюдь. Если вы именно это увидели в моей статье, то приношу свои извинения за невнятность своего изложения.

Что касается моей скорости принятия решения, то я всегда говорил, говорю и буду говорить, что руководитель обязан принимать быстрые решения, и не обязательно верные. И всегда привожу в пример фильм U-571. Не буду сейчас детально останавливаться на аргументации своей точки зрения, так как пост не об этом.

И если вы смогли заметить, персоналий в статье нет. Есть общее описание картины, толчком к описанию которой послужил, кстати, совместные рассуждения на данную тему с одним из министров администрации Новосибирской Области.

Цитировать

Прочитал статью. Про исполнительную власть все понятно. Жаль что от неэффективности в минздраве нашей области гибнут люди. К сожалению пациентам сложно объяснить что их жизнь зависит от человека у которого избегательная мотивация.

Цитировать

Все верно сказано про принципы и мотивацию. Отсюда и вся беда.

Цитировать

Самое страшное(в последнее время)когда бизнесмен (предприниматель)идёт во власть,в чиновники. Вот это совсем паршиво для всех. Хуже некуда!!!!!!!!!

Цитировать

Оставить комментарий или два

© 2010-2011 Сибирская бизнес школа