или опять анкетирование
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.Лев Толстой «Анна Каренина»
Если вы помните, в статье «В чем сила брат?» я приводил данные собственного анкетирования о честности бизнесменов. Так вот, что-то на меня опять накатило, и я решил запустить еще одну анкету среди тех же респондентов. Возможно, полученные данные окажутся для вас интересными, а еще лучше, если - полезными.
На этот раз, я пытался выяснить: какие факторы оказывают наибольшее влияние на жизнеспособность их бизнеса. При этом сразу хочу оговориться, большинство моих знакомых - это хозяева малого и среднего бизнеса, среди них только единицы владеют крупным, и всего один человек - глобальным.
На этот раз я даже не составлял варианты ответов, а просто просил перечислить факторы. Когда я получил факторы ото всех, я попытался обобщить их, и получил 12 вопросов, после чего снова разослал анкету с просьбой расставить веса для каждого из вариантов.
Результаты исследования перед вами.
Фактор | Критичен | Присутствует | Не влияет |
Доступность инвестиций | 13% | 9% | 78% |
Капиталоемкость бизнеса | 14% | 6% | 80% |
Личные связи | 20% | 23% | 57% |
Давление криминала | 6% | 10% | 84% |
Качества предпринимателя | 37% | 35% | 28% |
Качества сотрудников | 31% | 26% | 43% |
Отношения с поставщиками | 28% | 48% | 24% |
Объем рынка | 62% | 23% | 15% |
Сила конкуренции | 44% | 36% | 20% |
Действующие законы | 4% | 18% | 78% |
Политика государства | 1% | 9% | 90% |
Развитость инфраструктуры | 18% | 35% | 47% |
*всем, кто участвовал в опросе, огромное спасибо за ваше терпение.
Как видно из таблицы, и легко прогнозируемо, на первом месте оказались объем рынка и сила конкуренции. При этом, для кого объем рынка оказывался на задворках рейтинга, для того и сила конкуренции была там же. И наоборот, те у кого объем рынка был критичен для жизнеспособности бизнеса, и конкурентная борьба оказывалась рядом.
При этом хочу обратить ваше внимание на то, что больше половины опрошенных указали на то, что емкость рынка для их бизнеса - критический фактор для вживания. Именно поэтому, я обращал ваше внимание (в статье » Бредогенератор в действии (Часть I)») на то, что на растущем рынке работать легче и проще, чем на стагнирующем.
На втором месте оказались личные качества бизнесмена и его коллектива. Здесь, в отличие от предыдущей двойки, чем важнее для бизнеса является личность предпринимателя, тем менее важными оказывались личные качества коллектива. И, наоборот, там, где определяющим фактором ставились личные качества имеющегося персонала, личность учредителя присутствовала чисто номинально. Получается, либо самому нужно быть крутым, либо сотрудников соответствующих иметь. Но, самое странное, это то, что мне не попалось ни одного бизнесмена, у кого бы личные его качества были бы критичными для выживания бизнеса, вместе с личными качествами его коллектива. Странно… правда?..
Второй интересный момент, это то, что практически половина опрошенных не ставит вопрос выживаемости их бизнеса в зависимость от качества работающих у них персонала. Это вот персонал такой пошел, или настолько бизнес отлажен?…
Интересно отметить, что макроэкономические факторы, такие как законодательные акты и политика государства оказались на задворках рейтинга. И зачем мы ходим голосовать?… Или бизнесмены - это такие животные, которые к любой среде адаптируются?… А самое-то интересное: чего это бизнес жалуется, что его родное государство не поддерживает, если сами в подавляющем своем большинстве считают, что это не критические факторы для выживания их бизнес-затеи. Даже давление криминала оказалось по рейтингу выше. Хотя кого сейчас считать криминалом? Бандитов? Чиновников? Милицию? Все смешалось: кони, люди, и залпы башенных орудий…
Особо увлекательным мне показалось, что 24% процента респондентов, считают, что их поставщики не оказывают никакого влияния на конкурентоспособность их бизнеса?… Хотя возможно в таких бизнесах как: юридическая фирма или языковая школа, действительно трудно зависеть от каких-либо поставщиков…
57% процентов бизнесов не зависят от личных связей. Не знаю как воспринять данный факт. Скорее всего, это просто статистика :)
А вот то, что только 18% респондентов посчитало наличие развитой инфраструктуры критическим фактором для их бизнеса, вот это уже интересно. Мы очень часто слышим с экранов телевизоров, и из уст предпринимателей о слабо развитой инфраструктуре. И при этом половина из них открыто заявляет, что вообще не испытывает нужды в этой самой инфраструктуре.
Про доступность инвестиций для меня ничего нового. Я и так уже не однократно писал на эту тему, и еще ни раз, думаю, что напишу.
Яндекс.Лента
Google Reader
Обновления на почту
Благодарю, очень полезно.
Интересное вышло исследование. Спасибо!
Для меня самым важным фактором тоже является объем рынка, на котором я работаю.
Знаешь, Альберт Анатольевич, это как в том анекдоте: самое главное – пчелы, а если подумать, то и пчелы х… Поэтому если есть силы+навыки+образование+целеустремленность(амбиции)+опыт=успех. FedEx начинал в то время (если не ошибаюсь), когда DHL работало во всю. На мой взгляд, все зависит от личности предпринимателя: либо он не смотря ни на что (с командой или без это дело личное), либо сидит и плачет как ему бедному плохо и все и вся ему мешают
Альберт, а по каким критериям можно определить – растущий рынок, или стагнирующий?
Количество игроков? Рентабельность? Вид конкуренции? Или и …?
Должна быть кака-то формула для такого анализа.
Там все просто и банально: берешь данные за прошлый период, сопоставляешь с текущим, и:
- текущий больше прошедшего – растущий;
- прошедший больше текущего – стагнирующий;
Никакого волшебства .
Опять же, а какие именно данные? Прибыль? Оборот? Кол-во активных клиентов в базе?
Ну так эти данные могут сильно варьироваться от степени кривизны рук и убогости или самураистости персонала конкретной компании на любом из рынков Ну, как мне показалось.
Ни прибыль, ни оборот. Т.к. это данные по твоей компании, а не по рынку в целом. Т.е. твоя компания может расти когда рынок стагнирует, и наоборот: стагнировать, когда рынок растет . У рынка всего 2 основных показателя:
1. Емкость
2. Потенциал
И может использоваться куча косвенных:
- количество населения;
- средний уровень дохода;
- количество кранов на стройке;
- объем транспортных перевозок;
- налоговые поступления в бюджет и т.д.
Короче это целое искусство и тема не для одной статьи.
А что касается кривых ручек собственного персонала, то здесь всего два выхода :
- нанять сразу нормальных;
- обучить имеющихся.
Как-то так…
Удивило отношение респондентов к «политике государства». Или я не вполне поняла смысла этого критерия? Или все опрашиваемые предприниматели моложе 20 лет – т.е не знают, что бывает государственный строй без частной собственности? Или все считают, что идет игра по правилам в которых государство никогда ничего не поменяет?
А есть среди респондентов люди, готовые поручиться своим капиталом, что, например, в следующем году не произойдет национализация какой-нибудь отрасли?
Наталья, те кому за 30, как мне, давно забили на государство и на власть в целом, лишь бы не мешали. Поддержки от государства никогда никакой не дождешься поэтому всем давно плевать какой политический вектор у нас в стране. Все давно свыклись с беспределом и давно ко всему готовы. Один из владельцев нефтеперерабатывающего завода (весьма сильный человек) сказал мне в личной беседе: если ко мне прийдут из кремля и скажут что этот завод надо отдать, брошу ключи на стол и уеду разводить пчел. Поэтому, какая разница в какие игры играет правительство? Они играют на своем поле свою игру и по своим правилам и горе тому, кто этого не понимает.
Если Вы обратили внимание опрос проводился среди пр
едставителей малого и среднего бизнеса. И суммы оборачиваютсz, те которые не интерсны ни государству, ни, пожалуй, крупному бизнесу.
Спасибо, прочитал с удовольствием. Все очень познавтельно и актуально. Есть над чем поразмыслить.
Большое спасибо за то, что часто радуете нас результатами своей работы. На вашем вебсайте обязательно можно найти что-то новое для себя. Надеюсь, что будете его развивать дальше. Желаю удачи в этом нелегком деле.