Жизненный цикл товара

12 апреля 2011  | Альберт Волосский |  Рубрика: Маркетинг

или пять кругов ада

Мы повстречали врага, и он есть мы

Пого

Не знаю, почему я решил написать эту статью. Видимо надоело объяснять «некоторым» что эта их «гениальная идея» на данном рынке с данным продуктом для данной компании не принесет никаких результатов, кроме дополнительных издержек   ;-)

Не будем обижать дедушку Шумпетера, и честно признаем, что появлению новых товаров мы обязаны инноваторам. Но они не действуют в одиночку, даже если находятся по разные стороны океана. Так обычно выходит, что гениальные идеи приходят сразу не в одну голову.

Поначалу все выглядит неприглядно, и вам пытаются предложить какой-нибудь компьютер без жесткого диска или сотовый телефон размером с чемодан. Но это и не важно, потому что до этого вы ничего подобного и не видели, поэтому еще не отдаете себе отчет почему вам это нужно, и сколько это реально может стоить.

На этом этапе предлагать вам дифференцированный ассортимент, или более дешевые цены не имеет смысла, так как вы не в состоянии еще оценить нужно это вам вообще или нет, и сколько это реально может стоить. О качестве вы тем более не задумываетесь (кстати, я думаю, настало время, чтобы в ближайшем будущем черкануть пост о качестве), так как не понятно каким оно у данного товара должно быть, вы этого еще не использовали, чтобы делать какие-либо выводы…

Рис.1 Реверсия приоритетов

И этот этап носит название – война новинок. Кто-то вам предлагает видеомагнитофон системы VHS, а кто-то Betacam, и вы еще не понимаете какой формат лучше, но вам уже интересно: как-то какая-то картинка со звуком появляется с этой маленькой коробочки. Здесь люди:

  • не торгуются за цены;
  • не выясняют как долго это проработает;
  • или во сколько обойдется будущий ремонт.

Им просто хочется первыми обладать «этим чудом»   :-)

Если новинка придется по вкусу, то все кому не лень понаделают нечто похожее. И тогда покупатель станет более избирательным, в свои права вступает война ассортимента:

  • Ваш телевизор поддерживает функцию 3D?
  • А очки детских размеров предлагаете?
  • А если я очкарик, то, как мне ваши очки напяливать? И т.д.

Вы начинаете выпускать все новые и новые новинки (но это уже не принципиальные новинки как в первом случае, а лишь дополнительные новые штрихи уже к существующему товару), на все более узкую и узкую нишу, пока ваш прайс не превращается в «братскую могилу» для ваших товаров и услуг (кстати, это тоже достойная тема для отдельного поста, но об этом позже).

Но это не может продолжаться вечно, рано или поздно настанет тот день, когда вы задумаетесь о сокращении ассортимента, и распродаже неликвидов, пользующихся редким спросом у отдельных извращенцев или безумцев.

И когда товаров отдельных марок становится так много, что потребитель перестает их отличать друг от друга, и путается в том, кто реально выпускает эту модель или вещь, в действие вступает война цен (а это наше излюбленное оружие ;-) , которое мы пытаемся пускать в ход, даже тогда, когда оно вообще не эффективно).

Производители товаров и поставщики услуг начинают соревноваться в том, кто дешевле это может сделать или дешевле поставить: «На 20% дешевле, на 20% больше по той же цене и т.д.». Постепенно все доходит то такой степени абсурда, что эти товары уже не хочется покупать (я имею ввиду тотальное «вымывание» качества), а услуги потреблять. Т.е. вы не можете снижать цены бесконечно (вы же должны что-то сами зарабатывать ;-)  Поэтому вы начинаете мухлевать:

  • класть сою или крахмал вместо мяса;
  • делать не два шва, а один и более дешевыми нитками;
  • отказываетесь от тотального контроля на производстве и т.д.

Кто это понимает поздно – умирает, кто вовремя – начинает наращивать качество без повышения цены (начинается война качества). Это верный ход, но всему есть пределы. Компании окончательно съедают свою маржу, и, наконец, выравниваются в цене, качестве и ассортименте. И все прайсы ваших конкурентов становятся похожими как близнецы-братья, да и товары тоже :-(  К примеру, русские эмигранты, горячие поклонники столичной водки, в условиях оценочной дегустации часто путают ее с другими сортами. Другое исследование показало, что только 6 человек из 300 смогли различить марку предложенных им сигарет   ;-)

Заключительным этапом всегда является сервис (вернее сказать – война сервиса). В условиях, когда потребительские качества многих товаров отличаются незначительно, единственно поле для битвы – это послепродажное «облизывание» своих клиентов. И когда остатки былой маржи испаряются окончательно, компаниям остается два выбора: умереть окончательно и безвозвратно, либо выпустить на рынок новый, «революционный» товар или услугу. И начать новый виток за выживание…

0
В Мой Мир


К записи 18 комментариев

можно мини совет от вас!Мне предложили открыть мини-фабрику по изготовлению крышек для пива!источники сказали,что в моей стране,ни кто этим не занимается,и что крышки привозят миллионными партиями с европы!Как вы считаете,это стоящее дело?и какие бы вы советы дали,для начала этого дела!

Цитировать

А что говорят пивоваренные заводы, которые эти крышки потребляют и Кола?
Каково соотношение той цены, по которой они готовы их покупать и полной себестоимости.
И насколько заводы готовы рассматривать смену поставщика?

Не факт же, что они дешевле на месте будут)
Toyota Prius – афигенно раскрученный окологринписовцами бренд, но Mercedes AMG 63 с 600 лошадьми по большинству технических рейтингов гораздо экологичнее.
Основные факторы себестоимости, которые представляются со стороны (железо, электричество, люди) в том же Китае скорее всего гораздо дешевле обходятся, чем в России, плюс объём производства.

Цитировать

Руслан, а Вы на пивзавод ближайший не обращались? Где они крышки берут? и почем? и сколько? И на другой пивзавод, и на третий…

Цитировать

Спасибо за пост!

Цитировать

Это точно не «Жизненный цикл товара». Жизненный цикл товара или изделия начинается с идеи. После этого идея обретает форму и цвет. Вот после этого то, изделие и попадает на рынок где происходит то, что написано в этой статье.
Жизненным циклом товара я считаю : идея – воплощение в железе – серийное изготовление и поддержка – снятие с производства.

Цитировать

А мне кажется, всё именно так.
Здесь описывается жизненный цикл товара, который ВЫШЕЛ НА РЫНОК.
А что там до этого было, как придумывалось…
Мы вот занимаемся новым товаром, монополисты. И, судя по всему, в скором времени предстоит пройти все эти стадии.
ВОПРОС: Как можно определить длительность каждой из перечисленных стадий? Или это субъективно для определенного товара?

Цитировать

Здравсвуйте Дамир.
Длительность каждой стадии – это субъективно не только для определенного товара, но также и для определенного покупателя:
- кто-то гоняется за скидками и распродажами;
- кто-то за новинками и последними моделями;
- а кто-то за хорошим сервисом и качеством и т.д.

Но общие тенденции в принципе ощутимы:
Если большинство людей не могу внятно сказать, кто еще выпускает ваш продукт, и каковые его исчерпывающие характеристики – вы на этапе войны новинок.
Если большинство людей могут легко назвать до 5 ваших конкурентов, но шибко не торгуются по ценам и пытаются найти товар максимально удовлетворяющий их потребностям – вы на этапе войны ассортимента.
Если большинство ваших клиентов не слушают ваших аргументов в пользу выбора того или иного поставщика, а тупо требуют скидки, угрожая уйти к конкурентам – вы на этапе войны цен.
Если же большинство ваших клиентов поливает грязью большинство производителей аналогичных вам товаров – вы на этапе войны качества.
А если большинство ваших клиентов перестало у ваc покупать, только потому, что у вас неудобная парковка, не подается горячий кофе, и менеджеры не ходят в мини-юбках – вы на этапе войны сервиса.

Рад, если помог ;)

Цитировать

Спасибо, Альберт.
Буду приглядывать мини-юбку))
Надеюсь, дойдём до этого не скоро.

Цитировать

Круто. В оригинальной версии «для своих» была еще табличка (куда ж без таблички то?) по рынкам: Новый/растущий/стагнирующий и специфики каждого.

Цитировать

Найти бы еще форумулу универсальную, через которую можно понять в какой стадии находится тот или иной продукт.

Цитировать

всем привет, люди я хочу открыть свой бизнес, ну опыта как таково нету, тут не могу объяснить и сказать что хочу открыть, идеи есть все просчитал нужен надежный учитель, извините за каламбург мой, строго не судите тока, Skype ( omarov_narim ) меня так можно найти. Спасибо вашему сайту много нового узнал, и много чего на чел понимать.(я денег прошу тока человека с большим опытом в бизнесе)
P.S я не давно закончил институт, а с работой не получается. Буду во век благодарен кто откликнется помощь не забуду. Спасибо

Цитировать

Извините опечатка произошла, то что в скобках написано слова не вместилось (я денег НЕ прошу, тока человека с большим опытом в бизнесе) и строго не судите, хотя вам решать, я тока хочу больших высот достичь и начинаю с малого.

Цитировать

>Руслан

Да крышки не производят в России, но я слышал что это будет не столь рентабельно, т.к. у большинства урупных компаний имеются долгосрочные контракты на поставку крышек. И цены на них на столько мизерные что хорошо если ты зарабатываешь по 10 копеек с крышки.

Цитировать

Скажите, что делать когда есть куча идей, и их все видишь рентабельными, нужно принимать решение куда вложиться а голова кругом идет не знаешь чему доверять. Я уже замучился с одного бизнеса на другой прыгать,только начну вложусь, доходит дело до раскрутки и тут появляется новая идея гораздо! прибыльней по мнению аж отпадает желание заниматься тем чем начал. Продаешь свой начатый бизнес берешь новою идею и начинаешь с начала. Как сосредоточится на одном, или увидеть именно ту нишу в которой можно остаться?

Цитировать

А в итоге прыжков плюс стабильный (стабильный – в смысле растущий))?

Цитировать

Здравствуйте Альберт:

То что вы описали это стратегия большинства недальновидных компаний которая в корне своем ошибочна и губительна.
Именно эти поэтапные шаги, которые вы обозначили как войны, именно они и есть причины каждой последующей войны, вымывающей прибыль от продукта шаг за шагом.

В той последовательности, в которой у вас проставлены стрелочки(по часовой стрелке) вы делаете упор на продукт и его производные, и пытаетесь его продавать как можно большему числу потребителей, используя эти этапы войн. А это уже ошибка!

Можно много тут говорить и тема слишком глубокая….но
даже если просто поставить все стрелочки против часовой…все будет совсем по другому и в разы продуктивнее.
А уж как избежать избежать ценовой конкуренции( вернее как свести к минимуму рост числа подражателей) об это нужно думать еще на самом начальном этапе.

Цитировать

Здравствуйте Игорь.
Судя по комментарию, я позволю себе предположить, что вы большой поклонник Рене Моборна. Мне тоже нравятся его работы.
То, что описано в посте не является стратегией компании, а является тенденцией поведения потребителей на большинстве конкурентных рынков. Именно с этой целью и была представлена эта схема. Т.е., если на рынке покупатель требует ассортимента, не нужно завлекать его низкими ценами; или если для покупателя важнее цены ничего нет, что заманивать его качеством продукции или сервиса – бесполезно. Схема просто предлагает остановиться, осмотреться и задуматься: а насколько ваше поведение соответствует ожиданиям потребителя. И возможно сделать выводы о рациональности расходования средств компании на продвижение продукта.
Т.е. ключевое слово в схеме – не война (а именно она, как мне показалось, вас напугало), а смена парадигмы у большинства покупателей на вашем рынке.
Не уловил вашу мысль по поводу смены стрелок. Если идти против часовой стрелки, все равно получается война, против которой вы так сильно выступаете. Более того мне не понятно зачем закидывать потребителя ассортиментом в тот момент когда ему больше всего важно качество. Видимо я как-то не так понял вашу мысль.
Что касается избегания ценовой конкуренции, то сам Рене говорит, что около 70% рынков развиваются по данному сценарию, и только менее 30% способны этого избежать. Именно для них он и предлагает способы уменьшения числа подражателей. Но это уже тема для другого поста.
Если на вашем рынке эта схема не работает – я рад. Если же кому-то данная схема помогла, или подтолкнула на дельную мысль – я счастлив. У меня нет задачи предложить, а уж не дай бог заставить кого-то действовать по моему разумению. It’s just exchange of views.

Цитировать

Полезный пост!

Цитировать

Оставить комментарий или два

© 2010-2011 Сибирская бизнес школа