Чистка рядов

22 февраля 2011  | Альберт Волосский |  Рубрика: Мотивация

или как принять это нелегкое решение

Если вы не будете время от времени проводить коррекцию курса и избавляться от не оправдавших ожиданий сотрудников, вам, в конце концов, придется выгонять тех, кто эти ожидания оправдал.

Гай Кавасаки «Стартап»

В статье «Какой бизнес нужен тебе?» я вскользь затрагивал проблему увольнения людей. Сегодня идем глубже   ;-)

Все руководители делятся на 2 категории:

  1. Те, кому легко увольнять.
  2. Те, кому тяжело увольнять.

Сегодняшний пост для последних. Честно говоря, я и сам принадлежу к этой категории, и лет так 10-12 назад для меня это был вопрос жизни и смерти. Мне легче было отрезать себе палец, чем уволить другого человека. На сегодняшний день эта ситуация мало чем кардинально поменялась: я до сих пор не люблю увольнять людей, хотя в своей компании я стараюсь это делать всегда лично. И дело тут не во вселенском человеколюбии, у меня на то свои причины:

1. Увольняя человека я всегда увольняю свое прежнее решение:

  • Куда я смотрел, когда принимал этого человека?
  • Почему я не смог развить этого сотрудника уже в компании?
  • Увольняя человека, я практически расписываюсь в своей профнепригодности, а это не просто…

2. Задумываясь о дальнейшей судьбе человека, становится жалко себя:

  • А если бы меня так вот уволили?
  • А на что он и его семья будут сейчас жить?

В общем, вся эта сопельно-вздыхательная смесь от непроработки «жалости к себе». Да, да, я не совершенен   :-(

Ну, так вот, переживая все эти душевные муки, мои 5-ть высших образований в области экономики и менеджмента неуклонно шепчут мне:

  • оставляя этот балласт, ты увеличиваешь издержки компании, и как следствие воруешь у нее прибыль;
  • если не уволишь бездельников, перестанут работать остальные, и в результате ты все равно всех уволишь;
  • если ты не увольняешь человека, потому что он тебе симпатичен, тогда плати ему пособие из собственного кармана, и считай это своей собственной социальной программой и т.д.

В общем, у кого внутренний голос обращается всегда на «ТЫ», безоговорочно со мной согласиться, что внутренний диалог может так мозг вынести, что жить не захочешь.

Чтобы соединить эти две субличности:

  • одна говорит: «Немедленно увольняй»;
  • другая орет: «Дай ему еще один шанс»;

… и сохранить собственную психическую целостность мне нужна была залипуха устраивающая обеих меня. И я ее нашел. Чем и спешу поделиться с вами.

То есть, для тех, кто еще не в курсе, этот пост, не о том, как правильно увольнять (хотя это тоже важный и достойный для рассмотрения момент, и про него я тоже когда-нибудь напишу отдельную статью), а о том: как вообще принять это решение об увольнении конкретного человека.

В те самые моменты когда:

  • логика мне говорит одно;
  • интуиция шепчет другое;
  • а сердобольность вообще третье;

… я задаю себе 2 вопроса:

  1. Если бы вам опять нужно было решить, нанимать ли этого сотрудника, наняли бы вы его снова?
  2. Если бы этот сотрудник пришел к вам и сказал, что уходит, стали бы вы его удерживать, или почувствовали облегчение?

Отвечая утвердительно на оба вопроса, я однозначно оставлю человека. А вот отвечая отрицательно – я его точно уволю, а со своей профнепригодность разберусь попозже   :-)

Секрет вопросов прост. Первый вопрос откидывает ваше субъективное мнение о человеке, и берет в рассмотрение только его квалификацию. И отвечая да, вы говорите, что человек может выполнять эту работу. Говоря нет – не может.

Второй вопрос показывает ваше субъективное отношение к сотруднику как к личности, и освещает его мотивированность к выполняемому им труду. И отвечая да, вы подтверждаете, что человек хочет заниматься вверенным ему делом. А утверждая нет – не хочет.

Что же делать, когда по одному вопросу да, а по другому – нет. Вот вам в помощь «волшебная табличка» (см. рис.1)

Рис.1 Увольнение сотрудника

То есть, если 1-ый вопрос «Да» (хорошая квалификация), а 2-ой – «Нет» (плохая мотивированность), вам следует обратить внимание на его систему подкреплений (направленную на стимуляцию его мотивирующих ценностей).

А если наоборот: 2-ой – «Да» (отличная заинтересованность в работе), а 1-ый – «Нет» (низкая квалификация) – займитесь обучением данного сотрудника.
В остальных случаях: 2 «Да» – оставляйте, 2 «Нет» – увольняйте без всяких сожалений. Поймите, если вы будете думать, что:

  • у него семья и дети;
  • автокредит и ипотека;
  • больные родители и сложная судьба и т.д.

… вы вероятнее всегда не пожалеете тех, кто:

  • приносит вам хорошие результаты и прибыль;
  • изо всех сил «колбасит» на вас и вашу контору;
  • и тоже возможно имеет автокредит, ипотеку и поручительство за друга…

На этот случай у меня припасена другая залипуха: «Если я его пожалею – я себя не пожалею, если я себя пожалею – я его не пожалею. Лучше себя пожалеть.»

0
В Мой Мир


К записи 13 комментариев

А ещё можно подумать о других, работающих с кандидатом на вылет:
- Как сказывается его отношение к работе на общем настрое коллектива?
- Как сказывается его профессионализм на деятельности сопряженных с ним подразделений?
- Тот, кто находятся в подчинении у кандидата и подчищает огрехи шефа – что он думает о своём повышении по службе?
- Что думают Ваши подчинённые о Вашей «лояльности»?:
а) Не в курсе того, что творится.
б) Шефа устраивает положение дел.
в) Человек устроен «по блату» и его не трогают.
И вот прогнав эти мысли в голове, Вы наверняка избавитесь от субъективности.

Цитировать

в) Человек устроен «по блату» и его не трогают.

Жесть то какая…
Расстрел на месте. И нанимавшему и нанятому.

Цитировать

Вам это внове?
Действительно, – жесть)))
Но иногда люди именно так и думают.
А иногда думают, что шеф спит «с этой дурой». Иногда не без оснований.
Вот это – ЖЕСТЬ!!!!
Кстати, чем не следующая тема?

Цитировать

[...] This post was mentioned on Twitter by kungigor, сommersclub. сommersclub said: Как принять решение об увольнении своего сотрудника? https://commersclub.ru/blog/chistka-ryadov.html [...]

Цитировать

Косяк есть и в том, когда сам увольняешься – что принял на себя обязательства, а теперь от них отказываешься.

Хотя по факту, невыполнение обязательств и ожиданий другой стороной – проблема своя. либо ты не замотивировал сотрудника и не обучил со стороны работодателя, либо ты занимался физической релокацией половых органов вместо того, чтобы работать.

А по факту увольнения на ровном месте вроде не бывает. А если отношения ушли в минус (личные, профессиональные, …), то толку от работы будет меньше – придётся прикладывать усилия не на работу, а на налаживание отношений…

Как-то так…

Цитировать

Спасибо за статью! Полностью согласна! Увольнять сложно,но нужно, если этот сотрудник ,как якорь тянет в низ.Ради самой организации.А вот оставить его на посту это ,как раз безответственно, ведь раз руководитель взял на себя ответственность развивать организацию ,от него это и ожидается. Найм и увольнение! Только потоком можно найти достойного специалиста! Когда руководитель осознает свой пост, проблем не будет.

Цитировать

Ну отчего же. Не только потоком. Есть и другие способы.

Цитировать

Каждый пост в организации -это не винтик в огромном механизме,он и есть механизм.

Цитировать

Да, помню, как первый раз увольняла сотрудника (примерно 12 лет назад). С тех пор увольнять просто, но ЭТО увольнение – жуть.
В тот раз барышня просто попала «не на свое место» в результате реорганизации. Ее должности в новом варианте не существовало, а на новом месте она не состоялась.
А сейчас наиболее частая причина увольнения некоторых сотрудников – это их профессиональный рост. Как ни смешно это звучит.
Работают год – полтора, хотят дальше расти. А мне в силу специфики организации некуда их растить. Да и не нужны мне «монстры» в таком количестве.
Со счету сбились – сколько мы уже молодежи в люди вывели. Впору претендовать на звание Почетный учитель Новосибирска.
Приходится иногда насильно выгонять – «иди дорогой, тебе у нас больше нечего делать», иначе начинаются всякие недовольства и неудовлетворенности, а от этого бухтения и революции. Так что иногда увольнение полезно по «медицинским» показаниям.

Цитировать

Наталья, похвально :) А если не секрет, то чем занимается ваша компания? И еще как то сложно представить сам процесс увольнения «профессионально выросшего сотрудника».
- Коллега, вы стали слишком хороши для нашей компании. Вам нужно расти дальше! Поэтому вы уволены! :)

Цитировать

Ага)) Могу добавить продолжение:
- …Но вот у наших конкурентов, в компании «…», Вас будут рады видеть, им (в отличие от нас) нужны хорошие профессионалы. Позвоните им, я договорилась о собеседовании.

Цитировать

Очень хорошие у Вас статьи!

Цитировать

У меня другой принцип:

Если в голове возникает вопрос, «Уволить ли мне этого человека или нет?» – значит надо уволить.

Вопрос только в том как это сделать менее болезненно. Сделать это действительно не просто, но с опытом получается лучше. Опыт рулит.

Цитировать

Оставить комментарий или два

© 2010-2011 Сибирская бизнес школа